Кавказский дневник
8 мая
Стартуем почти в полночь и, пока ребенок спит, успеваем проехать почти 600км, до места плановой остановки.
По м4 еду впервые, после ее реконструкции в платную. Ночью ехать вполне комфортно. Почти вся дорога до Воронежа освещена, покрытие нормальное, ремонт четырех мостов подряд, что на 280км, проходится быстро.
Первая остановка Дивногорье.
Сильнейший ветродуй и морось не дали как следует погулять. Передохнули и едем дальше
В Миллеровском районе дорога портится. Покрытие идет волнами, ехать больше 110 не комфортно, местами дыры в асфальте.
Ночлег недалеко от населенного пункта Глубокий и, наконец, добираемся до Ростова-на-Дону уже 9 мая.
9 мая
Город для нас транзитный, но на первый взгляд понравился. Попадаются симпатичные домики, много зелени. Интересно, что несмотря на статус миллионника, много частной застройки.
После полутора ночевок в машине заселяемся в гостиницу. Хоть с кухонным блоком наша автономность и возрасла, но душевую палатку пожалуй сдует, да и 11 градусов не вдохновляют.
Гостиница Panfilof оказалась расположеной на задворках среди гаражей и каких-то сараев. Отменили бронь и сбежали в Marins Park hotel. Этот почти в центре, хотя встречались и более достойные нумера за меньшие деньги.
Кафе Mama Donna серединка на половинку. Неплохая кухня, предупредительные официанты и есть детская комната. Но хамоватая менеджерка несколько подпортила впечатление.
10 мая
После невпечатляющего гостиничного завтрака отправляемся. Программа максимум на сегодня окрестности Майкопа. По дороге спонтанно решаем заехать посмотреть на Азовское море, для чего делаем крюк через Азов и несколько станиц.
По сравнению с нищими северными или Волгоградской области деревнями, тут живут побогаче. Дома и заборы аккуратные, в станицах есть кое-какое благоустройство, дороги ремонтируются. Дороги Углича это самое дно по сравнению с дорогами Краснодарского края.
Едем дальше. За Усть-Лабинском на горизонте появляются перемешанные с облаками горы. Попутно корректируем план — Парк4найт показал интересную стоянку в Тульском, совсем близко к Майкопу. Находим, заезжаем, жарим на гриле сосиски. Под боком шумит река Белая, ветер качает машину, ночь чернущая.
11 мая
После завтрака едем пополнить припасы, а заодно покупаем ведро для организации купания.
Погода не впечатляет по прежнему, поэтому на семейном совете решаем отложить узкоколейку в Гуамском ущелье на завтра. А сегодня едем на плато Лаго-Наки. Забираемся на самый верх, докуда открыта дорога, мы опытные автоальпинисты. Температура снижается с 11 до 2 градусов — наверху снег и сильный ветер. Пейзажи впечатляют.
А после позднего обеда заезжаем еще посмотреть водопады Руфабго. Очень красивое ущелье с рекой и водопады конечно. С маленькой дочкой на руках не дошел до четвертого водопада, но тем ни менее оно того стоило. Всем, желающим прогулятся по этому маршруту рекомендую запастись водой. Мы необдуманно пошли налегке.
Ночуем на площадке в Даховской.
12 мая
Были наполеоновские планы опробовать 12v душ и душевую палатку, но известное нам место на берегу было занято, так что забили и отправились посмотреть известную достопримечательность — Хаджохскую теснину. Действительно впечатляет. Хотя после Руфабго все эти мостики и тропки немного фальшивят, но посмотреть есть на что. А ребенку помогает не скучать минизверинец с местной фауной.
Расчет на всех местных красотах простой: 500р с взрослой особи. Ну, думаем, наверняка на узкоколейке такие же цены. Конечно мы не просто проверять поехали за 120км. Гуамское ущелье это известный природный памятник, а узкоколейка интересный способ познакомится с ним поближе.
И действительно, билет туда-обратно стоит 500р
С момента приезда в эти края, ущелье произвело сильнейшее впечатление.
Очень красиво — водопады, отвесные скалы, бурная река и уходящие за поворот исторические рельсы.
Теперь хочется вернуться сюда и пройти по ущелью дальше и побродить по трекинговым маршрутам и посмотреть многочисленные достопримечательности.
Мы же погуляв час отправились поездом назад, а еще через полтора часа заселялись в неожиданно великолепный отель Hatti в Майкопе. Великолепный номер и обслуживание обошлось всего в 3800.
13 мая
Немного спонтанно поменял план и вместо Псебая решил ехать сразу в центр кластера достопримечательностей — в Пятигорск. Собственно после неспешных сборов день прошел в преодолении дистанции 300+ км. Дорога от Майкопа до Армавира неплохая на всем протяжении, только заправок нет. От Армавира до Пятигорска тем более все нормально.
В Пятигорске сразу заскочили поглазеть на Провал — буквально отметится. Смотреть на деле особо нечего.
А вот центр города из окна машины очень понравился.
Высший для меня комплимент — похож на Одессу. И не мудрено, та же растительность, похожая застройка. Встретили друзей, с которыми посидели в хорошем ресторане «Крыша» и которые сосватали нам для ночной стоянки базу парапланеристов на горе Юца. С горы открывается отличный вид на ночной Пятигорск а в лагере есть умывальники, душ и кафе. Ночуем тут.
14 мая
Проснувшись на горе, поглазели на парапланеристов, заходящих на посадку прямо над местом стоянки. Цивилизация в виде кафе и песочницы для малышни — взрослые и дети поразвлекались все на свой лад. Впереди снова длинный перегон.
Сначала заехали в Кисловодск с намерением посетить Нарзанную галерею. Но +35 в городе набитом людьми и машинами подпортили настроение, а мартышка разбила коленку, так что бюветы отложили на перспективу и поехали дальше. Курс на Домбай. Едем по второстепенной дороге, через Учкекен. На посту перед этим селением нас впервые за всю поездку остановили. Документы, открыть двери, но все корректно и быстро. Интересно, что этот пост по ощущениям является как бы границей между городским КМВ и сельским. Сельский, в ощущениях воспринимается через коров, флегматично стоящих на дороге, мечети и муэдзинов и явное ухудшение качества покрытия. Учкекен проезжался долго — движение хаотичное, понатыкано много лежачих полицейских. Потом паршивость дороги возрастает и симметрично возрастает красота дороги до каких то фантастических значений. Местность все дичает и дичает и я уже жалею, что мы пропустили последнюю заправку. Какие-то ассоциации с Памиром (виденным в фильмах =)
Но тут мы въезжаем в Карачаевск, сворачиваем на А155 и снова все меняется. Превосходное покрытие, пейзажи цивилизованные и составляющие достойную конкуренцию Альпийским видам (виденным в фильмах =). Кстати, множество родников между Тебердой и Домбаем. В Домбае ужинаем и упускаем возможность поднятся на гору — подъемники прекращают работу в 16.00. Возвращаемся в Теберду и находим место для ночлега.
15 мая
Без приключений обойтись не могло, помер холодильник. Но его удалось оживить поменяв предохранитель в его розетке.
Но это были ягодки. Автономка стала выдавать ошибку е-07 и посреди ночи совсем потеряла электричество. Пришлось завести машину на час-другой. Не смотря на дневную жару ночью около 10 градусов.
Выяснилось, что помимо того, что умерла одна розетка v12, холодильник посадил нам аккумулятор. Это мы, ночуя в гостинице, неосмотрительно оставили его на всю ночь работающим. А ходовых часов было не так много, чтобы восполнить потери. Очень пригодилась бы solar panel, да. Теперь, в движении, холодильник работает от авторозетки, чтобы дать жизни сервисному аккумулятору.
Что такое невезет, и как с этим бороться? Дорога на озеро Туманлы-кель оказалась закрытой из за обвала до 20 мая примерно. Алибекский водопад отложили на неопределенное будущее из за двух-часовой отвратной дороги. Так что забрались на Домбайском подъемнике на 2200м и поехали обратно, в сторону Кисловодска.
Зато вторично форсировали красивый перевал Гум-баши. Думали съездить на Бермамыт, но туда ушла стремная туча, а раскисшие колеи в глуши это не то, что нужно семейному экипажу на скромном автобусе.
Еще спустившись в долину, опробовали походное мытье среди коров, которые тут повсюду. Родниковой Домбайской водой, кстати =)
Парк4найт подсказал нам прикольное местечко на горе над Кисловодском. Всем, у кого есть полный привод и терпение ползти в гору на первой передаче, рекомендую точку с координатами 43.9543151, 42.7029904
16 мая
Утром, полюбовавшись видом, потихоньку сползли с места ночевки и стали держать военный совет — куда податься?
Цветами комплекса незавершенного действия в моей голове горел Бермамыт. Но открыв в очередной раз карту, увидел еще одну запланированную точку. В выборе поимело значение то, что дорога к точке асфальтированная, и то, что (как я слышал) она красивейшая в приэльбрусье. Решено, едем в Джилы-Су!
В общем, я теперь не очень понимаю, что смотреть на Бермамыте =) Отложим его на следующий визит. Дорога действительно очень красива.
Когда в Долине Нарзанов меня смутили заграждения на дороге с надписью «Проезд запрещен» и я робко поинтересовался у полисмена можно ли проехать, он веско ответил — «Нужно» =)
Серпантины такие, что захватывает дух, в некоторых поворотах на 180 градусов пригождалась даже первая передача.
Немного подпалил сцепление, пробираясь через пробку, созданную стадом баранов (в прямом смысле) а также коров и коз =) Но оно того стоило!
В самом урочище с маленьким ребенком пойти особо некуда. Там есть множество водопадов, но идти к ним надо трекинговыми маршрутами, куда малыш, не очень устойчивый даже на ровном тротуаре, не пройдет. Но мартышку развлекали периодически встречавшиеся по пути игого, му и бе-бе. А меня посетило чуство нереальности происходящего, когда я осознал себя за кружкой чая на берегу горного ручья в микроавтобусе на высоте 2000м =)
Да, по дороге сюда, заскочили еще поглазеть на нарзанную галерею в Кисловодске. Воду опробовали, а во время краткой прогулки не покидало ощущение, что вот сейчас будут спуски к пляжам и морю =)
Такое вот приключение на весь день. Вернувшись, заночевали в отмеченном в парк4найте кемпинге за 500р. К нашим услугам тут стол с скамьями, электричество для зарядки аккумулятора и хор лягушек из озера. Примечательно, что нет комаров. В подмосковье об эту пору они бы уже жизни не дали.
17 мая
Пришло время двигаться дальше. Очередной кластер достопримечательностей на моей карте распологается между Нальчиком и Терсколом. И увенчан самим Эльбрусом, конечно. Так что после завтрака в французском стиле…
Отправляемся в Чегемское ущелье. С ущельями нам везет, мы в них поподаем =) погода пристойная и есть на что посмотреть, благо они все разные. Во время движения туда накрапывал дождик, но светило солнце и он не портил настроения
Но к моменту прибытия в Эльтюбю задул шквалистый ветер и началась гроза. Обидно было бы приехать сюда и остаться ни с чем. Так что я напялил дождевик и, оставив девчонок в машине, отправился в горку. Без провожатых, впрочем не остался. Эти аборигены вели себя вполне дружелюбно.
В кафе, в ущелье, где мы решили закупить ужин, повстречали то самое местное гостеприимство. Хозяева подарили мартышке конфету, нам выдали в нагрузку к заказу буханку хлеба и опечалились, когда узнали, что хотим еду с собой — остынет же! Когда выяснилось, что налички у нас мало, а сеть для перевода на карту не работает (берите в поездки мегафон, билайн уже не раз подводил), хозяин распорядился выдать все, а «расплатитесь, когда до связи доедете». Мы не дали еде остыть, набросились на форель, чебуреки и хычины, как только заработал мобильный банк =)
18 мая
Точка ночлега как раз была отмечена на моей карте, как желательная для посещения, и паркфонайт рекомендовал ночлег тут. И не зря. Я не пробитый фотограф, чтобы ждать «волшебные часы», но когда в 6 утра разбудила духота и я потянулся выключить печку, пейзаж за окном заставил выскочить из машины с телефоном наперевес.
Красиво, но купаться или брать воду нельзя — говорят отравлено химикатами горно-рудного промысла. А на каких-то картах прямо значится как отстойник.
Так что тут не задержались, а помчались на Эльбрус — у нас не так много времени на прогулку до малявкиного дневного сна.
Дорога до поляны Азау хорошая и вполне живописная, хотя впечатление несколько портят газопроводы, ржавые ангары и общее ощущение бардака из за «кто во что горазд».
Поднялись на самый, доступный на закрытых подъемниках, верх. Но солнца так и не увидели, как и впечатляющих пейзажей — в этот день набежали облака, которые красиво перетекали через горы пониже.
А потом мы все таки форсировали Актопрак, уже со стороны Былыма. Зачем? Мне очень надо было =)
Спасибо моим барышням, вынесшим все это. Красота там неимоверной силищи и вполне компенсировала облачность Эльбруса.
Несколько этнографических наблюдений:
Солнечная энергия тут активно используется. Это круто, когда прогресс делает жизнь удобней даже в таких местах.
Наблюдение второе: удивили деревни в Кабардино-Балкарии — все дома за глухими заборами, окона на улицу встречаются редко, при этом нарядрость и богатство, местные выражают вычурными воротами. Про окна и заборы понятно, допустим местные традиции. Но почему многие дома не крашены не штукатурены? Так и стоит голый цемент или пеноблок. Тоже традиция?
Так и не смог для себя сформулировать особенности местного вождения. Все очерь разнополярно и поэтому бросается в глаза: как хамство так и преувеличенная вежливость, как неадекватная лихость местных на трассе, так и странная робость в городах. Нет усреднения, как в центральном регионе. Много блокпостов с вооруженными людьми, от этого мы тоже отвыкли. Дорожное покрытие в основном хорошее на трассе (если не брать глушь-глушь) и похуже в городах.
После получившейся длительной прогулки отправились в Пятигорск, где на паркфонайте нашли кемпинг с электричеством, стиралкой и прочими благами. Очень трогательное место оказалось, чем-то похожее на детский лагерь.
19 мая
Мы уже немного устали от путешествия, и надо учесть, что путь назад тоже будет не в один день пройден. Так что решили ехать в сторону дома. Первый кусок пути должен был завершиться ночлегом в Элисте, благо нам не нужно искать гостиницу. Плюс минус 300км как раз такое расстояние, которое кроха может выдержать за дневной переезд.
В Ставропольском крае дороги в основном неплохие, тем более для второстепенных между станиц. А вот в Калмыкии, на участке от Прудового до Первомайского просто ужас — покрытие идет волнами и временами приходится замедляться до 30км/ч. К чести республики, от Элисты до Волгоградской области все было ок.
О Элисте: если хотите опробовать ощущение иностранца в своей стране, заезжайте сюда. Город является крупнейшим европейским центром Буддизма, тут есть музей кочевой культуры. Но, несмотря на то, что в чайхане «Тамерлан» вкусно кормят, а город обладает определенной самобытностью, вряд ли его можно рассматривать, как самостоятельную цель путешествия.
Вот и мы, переночевав неподалеку, отправились дальше по хорошей дороге. Миновав самый длинный город в мире (мы в Волгограде уже гуляли, чего и вам желаем) — едем к дяде в маленький райцентр Фролово.
20 — 22 мая
Переводим дух, отсыпаемся и совершаем ночной бросок на Москву.
Отдельное слово о трассе Р-22. Дорога после ремонта стала гораздо лучше по сравнению с 2018 годом, когда я ездил по ней до этого. За исключением небольших участков в Воронежской и Рязанской областях, где ремонт еще идет, везде отличная разметка и футуристические светильники на мостах. Даже ночью не сложно ехать 130, конечно там, где нет камер =)
До Мск домчали за девять с половиной часов.
Такие дела. Поездка получилась отличная, по ощущениям как будто месяц прошел. Еще множество мест ожидают своего часа, так что обязательно вернемся на Кавказ. И, возможно, не раз.