Большое путешествие на север
Много ли людей, что не ездили в СПб на машине? Я из таких ) Быстренько доехал по платной магистрали — такова начальная фаза путешествия. Дорога понравилась: нет обилия пунктов оплаты как на М4, а бак буса позволяет не парится относительно заправок. Разрешенная скорость 130 и все это за 2240 — отличная дорога.
Правда пункт назначения в итоге не СПб — там я был не раз. И не дворцовые комплексы — их надо будет как нибудь с семьей посмотреть. А…
Кронштадт
Романтизированая детская мечта о море воплотилась в острое желание тут побывать. Немного городов может похвастаться столь морской историей.
Прикоснуться к ней отправился в парк «Остров фортов». Это такой парк строгого режима, который еще достраивают, но там уже есть где погулять с детьми.
А еще через него можно выйти к форту Петр I (ранее Цитадель) — островок, на котором форт соединен с Котлином дамбой.
Сам форт огорожен и не посмотреть, зато тут находится один из причалов с экскурсиями по морскому каналу Невской губы вдоль фортов Кроншлот, Чумной, граф Милютин и т. д.
Продолжить прогулку можно в центре, где есть неплохое подспорье в виде прокатных велосипедов и электросамокатов — остров Котлин плоский как стол, что способствует.
Электросамокат, кстати, впервые опробовал: ух забористая штука!
Но речь не о них, а о особой атмосфере города-крепости, полном якорей, рыбаков и чаек. Серьезно, люди с удочками прямо бросаются в глаза на каждом шагу.
В центре, где итальянский дворец Меньшикова, есть музей города-крепости. А напротив, современный интерактивный музей «Голландская кухня».
Тут же, на причале, выставка вооружений и подводных аппаратов
Еще немного фотографий
Интересной особенностью острова является то, что он четко поделен КАДом на жилую часть и «на отшибе». Достаточно пересечь магистраль, проехать мимо непонятных складов и всяких остатков ушедших цивилизаций и можно найти топовое место у самой воды
Утром продолжаю исследовать западную часть острова. Для начала можно доехать до форта Шанец (быв. Александр). Лазить по казематам не имеет смысла — находящийся дальше форт Риф гораздо интереснее. Но рекомендую обязательно пройтись по кольцевой эко-тропе.
Если продолжить прогулку до форта Риф, то можно зависнуть там на пол дня как минимум. Не считая хорошо сохранившихся укреплений тут есть и о их истории, о военной медицине и о Кронштадтском восстании 1921 года.
И, наконец, промозглые подземелья!
Кронштадтское время кончается и пора двигаться дальше на север. Рекомендую приморское шоссе. И хотя ближе к Выборгу оно изрядно портится, если ехать по скоростному, не увидишь таких штук
Кроме того можно наблюдать, как песчаные дюны сменяются мхами и лишайниками с россыпями гранитных валунов и фортов финских укрепленных линий.
Выборг
Ночной пустынный город впечатлил. Узкие улочки мощеные булыжником, тихая белая ночь, крики чаек. Вспоминается путешествие Нильса с дикими гусями или что-то типа того.
Город дневной поначалу оставил смешанные впечатления.
Исторический центр изуродован халатным отношением. Грязно, неухожено.
Короче, спешите, пока не развалилось. На территории РФ только два города с таким архитектурным наследием. А средневековый шведско-финский Выборг один в своем роде.
А кто-то и не замечает проблем наверное. Я немного обвыкся, полегчало, и стал находить красоту и уют.
Или такое — много в историческом центре. Тоже, в некотором роде, культурный пласт
Памятники, как без них. Все дома, построенные до 1640х, расположены под углом к сетке улиц. Эту сетку можно исходить за день, центр не крупный. Цивилизация в виде самокатов сюда не дошла, но они и не выжили бы на здешней брусчатке и разбитых тротуарах.
Единственный в стране средневековый рыцарский замок
А это уже начало XX века — шедевр функционализма Алвара Аалто
И редкой красоты скальный парк Монрепо, с карельскими соснами, ароматом и вот этим всем. Тут, кстати, реконструкция усадьбы и чего-то еще — будет лучше.
Еще можно съездить в недальний Высоцк. Это, во первых, один из трех самых малонаселенных городов (третий снизу в списке — около 1000 человек). Во вторых тут есть крепость Тронгзунд Петровских времен. Хоть и пишут, что она руинирована, но мрачные тоннели вполне сохранились. Городок, кстати, чистый и аккуратный
Про еду в Выборге пока не понял. У «Таверны» в любое время дня очередь. Я не заходил — поделитесь, кто был, оно стоит того?
В Выборгском дворике уютно и быстро, но набор блюд самый прозаический. Зато BlackBull bar нормальный такой стейк-бургер хаус. А картошка по деревенски это «картофель Айдахо» =)
Как решить бытовой вопрос автопутешественнику: проверил ноу-хау от Артбукета. Если нужно помыться (а автокемпингов тут нет), обращайтесь в хостелы. Мне повезло найти хороший — чистый и уютный Linna hostel. Порекламирую хорошее место.
Кажется, что жизнь в старом городе затихает довольно рано, в семь вечера улочки пустеют. При том что белые ночи! Не беда, можно переместиться южнее круглой башни, в район Красной площади — там тоже есть, что посмотреть.
Хороший город Выборг
Приозерск
Дорога к Приозерску, если ехать через Возрождение и Мельниково, делится на три части: плохая, в процессе ремонта и хорошая.
Но в целом, она не очень длинная, чтобы грустить по первым двум поводам. Тем более по дороге показывают виды
Будьте внимательны, ближе к Выборгу есть пропускной пункт — приграничный район. Подвозил стопщика, которого через него не пустили, а свозили в Выборг на допрос. Прописка Ростов-на-Дону — а вдруг есть контакты с Украиной и планы сбежать в Финляндию ??
Как читатель исторической литературы, я конечно в курсе про Кексгольмский лейб-гвардии полк. Но только теперь это сложилось в голове: Приозерск это Кексгольм — так он звался во времена империи. Исторически, после эпохи новгородского владения, тут отметились и шведы и финны. Потом княжество Финляндия с составе Российской империи. И, наконец, в независимой Финляндии город был с 1917 до 1940г, под именем Кякисалми.
Маленький музей крепости Корела об этом рассказывает.
Тут есть ворота, которые Петр I приказал оббить кирасами поверженных шведов. Тут был острог, где держали декабристов и многих других заключенных.
Еще, по приданию в этих местах умер Рюрик
В городе есть кирха
А еще тут есть деревянная дорожка к крепости, в выкладке которой неизвестный мастер проявил фантазию и тем самым сделал ее крайне приятной для таких задротов как я =)
Чего либо еще интересного в округе я не нашел и поехал в…
Койонсаари
Сюда есть две дороги: южная длинная и северная короткая. Лучше северная — есть ямы в асфальте, но это лучше, чем километры грейдера. При любом из маршрутов будет еще сколько то разбитой грунтовки. И все это ради того, чтобы попасть на забитые туристами пляжи.
Природоохранная зона запрещает проехать мне на бусе и тихо посидеть на раскладном стульчике с видом. Но никак не запрещает «туристам» отравлять жизнь окружающим своими колонками, а какому-то местному хрену носится на тяжелом пикапе по дорогам заповедной местности на скорости…
Посмотрел на это буйство отдыха, плюнул и поехал ночевать в…
Сортавала
Дорога хорошего качества сначала позволяет хорошенько разогнаться, а перед Лахденпохьей начинает неожиданно делать скачки по холмам и резкие повороты, можно неприятно удивиться
После ночлега тут делаю сложный выбор: или гуляю по городу и окрестностям, или еду дальше на север — когда еще доведется.
Так как выбрал второй вариант, то совсем краткая пробежка.
В часте про Выборг уже писал: в стране всего два города с таким архитектурным наследием, и один из них Сортавала.
Интересного много, но не все дома в хорошем состоянии. Надежда на реставрацию есть: пара домов из списка стоят в лесах.
Городская среда, конечно, не сильно располагает к прогулкам, но это грустная норма.
Оставляю Сортавалу (обязательно приеду еще) и мчу в сторону Петрозаводска. Дорога с отличным покрытием идет мимо многочисленных озер и рек до самой Пряжи, а дальше не очень плохо, а просто медленнее.
Позитивный отзыв на некоторых водителей Карелии. Они показывают возможность обгона своих седанов, как будто они грузовики. Учитывая, что я из буса имею обзор через их голову, это ужасно трогательно =)
Сейчас в Петрозаводск технический заезд — еще один город «на потом». Разве только про «The кухня» могу оставить позитивный отзыв.
Пока же газ для плитки, заправка-мойка и вот она…
Трасса «Кола»
Если ехать на рассвете или закате, то красиво вообще все! Вот так
Обычно мы говорим «Полярный день», но смотреть то надо именно полярную ночь. Треть суток сплошной золотой час фотографов!
Даже апокалиптический Мончегорск смотрится выгоднее
Правда к Мурманску лучше ехать утром (не ранним) и днем, иначе утомит солнце, низко висящее над горизонтом. Зато обратно хорошо ночью — солнце будет маячить за спиной.
Опять же «ночью» трасса настолько пуста, что большую часть времени можно ехать так…
…размышляя о движении светил по небу или о искажениях проекций карт. Кольский полуостров небольшой на деле — 300км от Мурманска до Кандалакши. А вот Карелия очень протяженная
И тут пригодится полный бак омывайки: в теплые вечера гнус стучит о стекло как мелкий дождик.
Любителям определенных заправок имеет смысл запастись канистрой — с заправками бедно.
Кандалакша
Сюда я просто заехал переночевать
Точка 67.156826, 32.378515 из парк4найта была бы хороша, если бы не толпы рыбаков всех возрастов на протяжении всей ночи.
Кажется, кроме тюленя Григория, смотреть тут особо нечего. Так?
Мурманск
Еще один город с воплями чаек. Как можно понять из записей БЖ и бложика, я такое люблю.
Правда удивить, например, архитектурой Мурманск не сможет. Ну сталинский ампир местами. После Минска или Волгограда не выделяется. Но все таки посмотреть есть на что.
Зато здесь множество точек «для мальчиков всех возрастов».
Северная дорога в порт смешная: можно зависнуть на переезде среди сортирующихся составов на пол часа. Зато где еще увидишь такого Ктулху.
Спонсор осмотра половины центра за день местная контора самокатов. Надо отдать должное отваге людей, которые выпускают технику на здешние хм… тротуары.
Спонсор гигиены путешествинника останется скрыт — хоть и пустили помыться и даже бесплатно, но как то «из под полы».
Ну и еда. Освоил Тундра Grill & Bar и ужинал там дальше. Как всегда у меня, любой выезд из Мск превращается в гастротур =) Интересно смотреть на экраны в заведении: сначала там просто тундра и море, но после визита в Териберку, начинаешь ее узнавать.
Териберка
Нельзя было не побывать в уже прославленном месте. Для начала как обычно дорога.
Во первых это снег в конце июня, во вторых это час ночи!
Первые 77км идут по асфальту, сначала идеальному, потом «бывало и хуже». И еще 38км тряского грейдера. Асфальт только начали класть и все равно, пишут, что это единственный выход к Баренцеву морю и к океану, доступный для любых машин.
Натянуло облаков, что немного расстроило — все сероватое. Я таки представляю, что может быть с кукухой, если небо одинаковое, к примеру неделю. Интересно было об этом подумать, когда в два ночи я поперся к Батарейскому водопаду.
Место уже сильно туристическое. Это выражается не только в постройке кафешек, но и в том, что на выходе к песчаному пляжу машины стоят каждые 15м.
А еще в том, что немедленно появляется очередная «водоохранная зона» — дорога к водопаду перекрывается для машин, зато сразу рядом огораживается парковка. Примечательно, что состояние прочей береговой линии никого не интересует. Ну вы поняли…
Но хороших впечатлений все равно довольно: я первый раз в заполярье летом, в тундре, в таких высоких широтах. У Мурманска не то, там кругом карликовый, но лес.
А еще с утра небо расчистилось!
Ну и вишенкой стало испытание сапа. Могу хвастаться, что плавал в заполярье и врать, что это Териберская губа =)
Медвежьегорск
Если бы на путешествие было больше времени, я бы искал места для ночлега где нибудь в романтичных местах. С перспективой задержаться на замечательном речном или озерном берегу. Но сейчас почти все время случается останавливаться в городах. И тогда в поисках тихих закоулков помогает правило «попить чаю». За время, пока пьешь чай, успеваешь понять, действительно ли место тихое и безпроблемное.
После ночлега в Медвежьегорске выяснилось, что тут можно посмотреть на Онежское озеро
Открытие для самого себя: оказывается «морской воздух» бывает не только у моря, но и у таких больших озер.
Можно посмотреть кое-какие интересные домики. Допускаю, что видел не все…
Но так, если брать архитектуру, это совсем не Сортавала. Да еще общее состояние провинциального «на отшибе».
Зато есть вокзал
И тут же рядом крохотный, но очень интересный музей Медвежьегорской ЖД, прямо в вагоне, прицепленном к паравозу
Музей бесплатен и, при этом, смотритель Дмитрий Викторович проводит прекрасную миниэкскурсию
Разрешением к выходу на однопутный перегон служит жезл (воон, из барабана торчит, с литерой «А». Внизу бункер для жезлов с автоподачей). Чтобы вынуть жезл на станции отправления, надо получить электросигнал-разрешение с станции прибытия. При получении жезла, система автоматически блокирует оба аппарата до тех пор, пока поезд не пройдет перегон и жезл не будет вставлен в аппарат станции прибытия. А на аппарате висит жезлоподатчик. Помошник машиниста на малой скорости захватывал локтем кольцо, свешиваясь с лесенки, доставал закрепленный жезл и бросал податчик. Кое-где система используется и нынче
Заметил, что «одиночное плавание» с обилием впечатлений провоцирует у меня какие-то эмоциональные качели. Оп, и я удручен пыльными обочинами и провинциальностью кафе «Прованс» =). Оп, и минимузей с неравнодушным энтузиастом приводит в восторг.
Едем дальше.
Повенец
Тут вроде как есть музей Беломоро-Балтийского канала. «Вроде как» потому что никакой информации на дверях закрытого здания нет. Время 16.45 буднего дня. Ок, посмотрим на канал.
Конечно же это мегастратегический объект, и какие либо экскурсии всяких там граждан тут недопустимы! После Рыбинска не удивляюсь.
Неподалеку от шлюза находится памятный камень — Петр I примерно тут устроил волок из Белого моря в Онегу.
Дорога вокруг восточной стороны озера хорошая, на встречу попадается множество машин туристического или рыбацкого вида.
Вытегра
Впечатления, полученные на ходу исключительно позитивные. С дороги бросается в глаза интересный центральный парк. Также тут есть музей водных путей севера и неожиданная подводная лодка Б-440. И, помимо интересных старых деревянных домов, памятник технологической культуры — шлюз Мариинской водной системы, той, что использовалась до постройки современного Волго-Балта.
В отличии от ББК в Повенце, тут, на Волго-Балте кипит работа.
На шлюзе #1 очередь: три судна на спуск, два на подъем. Впервые наблюдал процедуру шлюзования — удивлен, насколько не шумное это дело. Представлял себе больше грохота и лязга ворот, гудки всякие. На деле сортировочная станция ЖД куда громче
Вычитал, что местные власти пытаются активно развивать туризм. Ставлю метку на карте: Вытегру изучить подробно.
Светлой ночью качу дальше в сторону Вологды. Хорошая дорога проходит рядом с каналом — видны вереницы барж и подсветка судового хода. Вологодская область оставляет хорошее впечатление какой-то «причесанности» и аккуратности. На указателях к деревням подписано, если местность чем либо знаменита. Окна в коровниках горят — можно смеяться, но проедьте для сравнения Волгоградской областью…
Неподалеку от Кубенского озера дорога пересекает третий канал на моем пути. Кишемский канал Северо-Двинской водной системы позволяет попасть из Волго-Балта к Архангельску и Белому морю.
Петр I, посетив Голландию, был впечатлен каналами и мечтал проложить такие же в России. Пытался (безуспешно) угрохав сотни денег и жизней. Сейчас бы он был доволен, как современными (действительно выдающимися) водными путями России, так и мелочной регламентацией «неча тут ходить», до которой был большой охотник =)
Вологда
Приезд в город на рассвете всегда покрыт туманом амнезии =) Так что «правило попить чаю» и спать — утром разберемся, что тут и как.
Дальновидно встал на ночлег, недалеко от места, куда хотел на помывку. За гигиену путешественника благодарность хостелу «Пилигрим»
Итак Вологда. Регулярная планировка, с широкими и тенистыми улицами. Интересные городские детали…
И, разумеется особнячки. Как деревянная классика, так и модерн.
Квалифицирую город как вполне милый.
Аренда электросамоката позволила рассекать по городу быстрее и доехать до парадной части
Но когда я посетил «Мир забытых вещей», переквалифицировал Вологду из миленькой в замечательную =)
Нет, дело не в особой экспозиции — такие антик-усадьбы есть в любом более-менее историческом городе
А в совпадении. Сначала я думал, что музыку в усадьбе включили для настроения. А потом оказалось, что это живая игра руками народной артистки Елены Распутько. И тут я такой, один, в минизале. Аж видео специально записал.
Не являюсь строгим поклонником классики, но обожаю, когда дело делает мастер. Музыка наложилась на атмосферу дома-музея.
Тут тоже свой Софийский собор. Древнейшее (1568-1570) каменное сооружение города, строился под личным надзором Ивана Грозного.
Отличный тут, кстати, местный краеведческий в Кремле. А кремль, это архиерейский двор гораздо большей крепости, строившейся по указу Грозного.
Из едален успел разведать только Dome1791. Как по мне, многовато пафоса, но вкусно.
Очень интересный город, которому нужно уделить больше времени.
Не успел осмотреть и десятой части того, что тут есть. Так, по верхам.
Но пока моя дорога идет дальше на восток.
Яндекс предложил несколько вариантов маршрутов и я выбрал вариант через Любим-Буй-Мантурово. Так вот, если у вас будет выбор, не ездите тут. Сначала заплата на заплате, когда лучше по обочине. Потом грейдер, местами переходящий в грунтовку. И такая грунтовка это место для отдыха. Участок Любим-Мантурово я прошел за 6 часов.
За Мантурово начинается Пермская трасса и на ней все хорошо, а местами даже отлично. Но на участке в районе Ленинское-Свеча надо быть внимательным — по обочинам и в центре ямы глубиной пол-колеса с острыми краями. Возможно их выскоблили к скорому ремонту, кто знает…
Ближе к Кирову интересные названия деревень — пофамильные: Кордаковы, Минины, Овчинниковы.
Киров
Как обычно, ранним утром новый город. Перед отбоем почитал: Киров упоминается с 1191 года и раньше носил имена Хлынов и Вятка. Я то думал он Петровских времен — смутила история недальнего Ижевска. Но что старинный, это конечно интереснее. Основан новгородцами, и даже после 1485 года, когда был включен в состав Московского царства, сохронял относительное самоуправление.
Правда крепостные валы почти не сохранились и основные достопримечательности это здания XVIII — начала XX веков.
После посещения краеведческого музея возникло ощущение, что тут и в окрестностях родилась треть известнейших людей страны. А другая треть побывала тут в ссылке или эвакуации.
Еще в музее была выставка посвященная архитектору Чарушину. На рубеже 19-20 веков он руководил застройкой Вятки, Ижевска, Сарапула и других окрестных городов. Теперь имя автора увековечено в названии гостиницы, спроектированной им
Город полон интересных деталей, современных в том числе.
Еще тут родина Дымковской игрушки — имеется соответствующий музей и тема эксплуатируется в городе.
Но при большом, неожиданном для меня туристическом потенциале, город не туристический.
Никакие туристические центры (в том самом доме Витберга, например) не помогут, при таком позорном состоянии центра
А жаль, вон тут какая красота!
Нагулявшись, двигаю на юго-восток в сторону Ижевска. Вариант дороги через Кильмезь и Уву тоже совсем не надо использовать, если не вынуждают к тому обстоятельства.
Тут конечно красиво…
…и нет грейдера (почти) или грунтовки. Но лучше бы она были =) 400км за семь часов. Тут случилась первая и единственная за путешествие неприятность
Потом, в Ижевском Вианоре оказалось, что ерундовый прокол (285р). Но в тот момент, на обочине лесной дороги, объезжаемый лесовозами и пожираемый комарами, я сказал множество нелестных слов в адрес дороги и конструкторов корзины запаски =)
Но все хорошо, к ночи я в Ижевске и начинаются несколько дней безмятежного деревенского отдыха.