Казахстан
Нет, я конечно думал поехать в путешествие, но не такое и не так.
Че там говорить, конечно я поехал на границу не как какой нибудь корреспондент а, в числе многих, пытаясь избежать этого забривания в солдатчину в XXI веке.
Казахстан у меня был раньше в отдаленной перспективе. Но и там точек понаставлено, так что будем считать, что это такое путешествие в подарок на день рождения.
Начинается маршрут знакомым образом — трасса Москва-Волгоград до Тамбова. Дальше поворот на Саратов. На границе областей миниостановка у симпатичной заброшки. Водонапорная башня похожа на железнодорожную, но пути при этом достаточно далеко.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_1.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_2.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_3.jpg)
Саратов с высокого берега неожиданно напоминает Мурманск, где Волга как будто Кольский залив.
Интересно, хоть и обшарпано. Попадаются приятные домики, но я пока спешу =)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_4.jpg)
Поразило обустройство территории музея покорителей космоса, мимо которого проходит дальнейший маршрут. Многокилометровая велодорожка с освещением, своими мостами (!) и павильонами, которой воспользуется десяток человек за день. Эти бы деньги на обычные дороги — ближе к границе области они кончаются. Но в Волгоградской области проявляются вновь, и можно полюбоваться на наследие немцев поволжья в Верхнем Еруслане
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_5.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_7.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_6.jpg)
И вот наконец граница. Вернее очередь. Позже я понял, что очередь на переходе Вишневка-Жанибек это замечательный пример самоорганизации людей (спасибо чатам телеграма), но в первый момент создается ощущение полного хаоса. Тем более поджимает паника 28-го числа с угрозой закрытия границы и машин и пешеходов становится все больше.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_8.jpg)
Максимальный респект пограничникам обеих стран, они работали очень быстро и лояльно. Лучи поноса тем, кто живет по принципу «ты сдохни сегодня, а я завтра», всеми силами пытавшимся вклинится в очередь или торговать местами.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_9.jpg)
К счастью никто не сдох ) хотя спать ночью урывками, чтобы очередь продвигалась, было не просто. Волонтерам, ходившим по ночному холоду вдоль ряда и ведущим списки машин приходилось тяжелее.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_10.jpg)
Помимо местных, оперативно устроивших торговлю топливом, едой и водой были и волонтеры ставившие самовары на обочине. Особенно запомнились суровые чернобородые мужики, ежедневно раздававшие с газельки хлеб, овощи, пирожки и воду.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_11.jpg)
Здешние места никогда ранее не видели такого наплыва в целом хороших, нормальных людей. И конечно эта ситуация до крайности возбудила местную шваль. Так что пересечение могло быть и опасным, что придавало драматизма. Доходила инфа о драках и испорченых машинах. И мы светили фарами в поля, чтобы из темноты не прилетел камень. Этому электорату, достойному президента, желаю поскорее исполнить предназначенную роль
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_12.jpg)
Панические слухи о повестках на границе оказались ложными и, спустя шестьдесят с лишним часов, мы таки перебрались за кордон. Стоит ли говорить, что мой вэн-автодом сделал эти 60 часов комфортными настолько, насколько это было возможно
Жанибек — Атырау
Еще раз напомню, пока актуально, то, что надо сделать в процессе прохождения границы и сразу после.
— Пересечь по заграну если он есть. Облегчит некоторые дальнейшие шаги и избавит от необходимости заполнять иммиграционку. Только с заграном можно будет поехать куда нибудь дальше.
— Купить местную симку. Она нужна не только для интернетов, но и для взаимодействия с местными структурами и банками
— Сделать местную автостраховку. И хотя в РФ диагностическая карта уже не является обязательной, тут она по прежнему нужна
— Уведомление о прибытии / регистрация. Тут кто во что горазд. Если не сделать, то у вас есть 30 дней, если сделать то 90 (а дальше РВП или ВНЖ). Визаран уже не работает, говорят.
— ИИН. Аналог ИНН в РФ. Необходим для открытия счета в банке. Делается в ЦОН (аналог МФЦ). Тут как раз потребуется загран с штампом и местный номер
— Банковская карта. Если KZ конечный пункт, то хватит простой карточки Kaspi. Я нацелился на более универсальный мультивалютный вариант другого банка
Все эти дела я делал в Жанибеке или Атырау. Жанибек это приграничный поселок принципиально не отличающийся от подобных в Волгоградской или Астраханской областях.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_13.jpg)
Только одно отличие: к нему строят новую дорогу. Пока она достроена не вся, и местами требовалась аккуратность.
Атырау это старинный город, основанный в 1640г в месте впадения реки Урал в Каспий. Основанный купцами, потом он был фортом яицких казаков (Урал до Екатерининских времен звался Яик). Также тут отметились Разин и Емельян Пугачев. К сожалению сколь нибудь исторических зданий я найти не смог.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_14.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_16.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_15.jpg)
Уже давно море отступило на 30км от города, но тут есть благоустроенные набережные реки. А еще дорогие особняки на берегу и пыльные окраины без признаков зелени. Очень часто пахнет газом. Нефтяная столица! Смотреть нечего.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_17.jpg)
А между Жанибеком и Атырау степь.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_19.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_18.jpg)
Итак, за пять дней в Атырау все в группе единомышленников сделали ИИНы. Теперь дело за банковской карточкой. Пользуясь ей повседневно, совсем забываешь, насколько неудобно с наличкой. Так что, как не повернутся события дальше, мультивалютная карта, работающая по всему миру, точно пригодится.
Едем делать карты в Актау 900км на юг по трем причинам:
— оттуда ходит паром в Азербайджан и необходимо узнать что к чему
— там есть отделение Freedom bank
— этот город раньше назывался Шевченко (а севернее и поныне есть Форт-Шевченко) и я просто обязан там побывать =)
Дорога Атырау-Актау вполне пристойная, немного портится между Доссором и Кульсары, зато после поворота у Бейнеу становится отличной. Помимо этого прибавляется дорогих машин, фуры везут какое-то габаритное оборудование — дорога в портовый город нового «Шелкового пути»
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_20.jpg)
Едешь по гладкой степи целый день, глазу не за что зацепиться. Запах полыни пробивается сквозь салонный фильтр. И тут, у Сай-Отес, неожиданно предупреждающие знаки и дорога круто уходит вниз. Такой резкий переход рельефа после «гладкого» дня прямо встряхивает. Дальше, при езде в темноте вокруг угадываются холмы с меловыми слоями. Это Мангистау.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_21.jpg)
Верблюды и лошади тут на свободном выпасе, за день езды можно множество увидеть. Поэтому ехать ночью страшновато, и те и другие ошиваются возле дороги и вполне могут оказаться на капоте.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_22.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_23.jpg)
Торможу на ночлег в Шетпе. Очень кстати тут под боком одиночная гора Шеркала, к которой можно сгонять на рассвете.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_24.jpg)
Так как гора одиночная и выделяется в рельефе, она считается волшебной. Если обойти ее загадав желание, то оно разумеется сбудется. Название переводится как «Крепость льва» — в профиль кому-то видится лежащий хищник. А в пещерах, по слухам, можно отыскать следы древних цивилизаций
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_27.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_25.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_26.jpg)
Вокруг горы множество шарообразных конкреций и живописных в своей бесформенности скал
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_28.jpg)
Актау
Когда то в этих местах отбывал ссылку Тарас Шевченко, но сам город совсем молодой. Основан в 1961 году как центр добычи урановой руды и отстроен с нуля по генплану Ленинградского проектного института.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_29.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_30.jpg)
Интересно, что вблизи города нет питьевых источников и весь город обеспечивается водой благодаря исполинским опреснительным установкам — в советское время атомными!
Сам город произвел впечатление более лучшее =), чем Атырау — да простят меня жители последнего.
Объяснимо — все таки единственный портовый и морской город на целую страну.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_31.jpg)
Тут имеется простенький, но протяженный променад с искуственными пальмами.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_32.jpg)
А еще есть вполне живописная «скальная тропа». Помимо прибоя, скал, закатов и интересной растительности, тут можно увидеть копии наскальных изображений и других исторических штук со всего полуострова.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_35.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_36.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_34.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_33.jpg)
Всем хороша, только застелена плиткой и пластиком скользскими как лед. Путешествуйте аккуратно.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_37.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_38.jpg)
Берег с крупными камнями, но ближе к порту, на оборудовынных душевыми и раздевалками пляжах их нет. Вода прозрачная, в ней снуют рыбки. Правда если хочется нормального песка, лучше выбраться на юг от города — на городском пляже на берегу смесь из водорослей и грязи.
Зато отличные закаты ежедневно!
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_39.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_40.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_41.jpg)
Тут есть новостройки, пытающиеся соперничать с Дубайскими и торговые центры и моллы. А есть панельки с невиданными в средней полосе открытыми подъездами
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_42.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_43.jpg)
И ни одного сервиса такси! Люди голосуют у дороги, как в каменном веке =)
Еще в Казахстане все плохо с прачечными. И если в Атырау мне все таки удалось найти одну (личное белье не берут, ожидание два дня), то в Актау и того нет.
Не найдя прачечных, отправился на юг по интересным точкам. Первая из них радоновый горячий источник (43,3515426, 51,3378527)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_44.jpg)
Вот такой бассейн остался посреди развалин старой водолечебницы. Вода около 40 градусов, минерализована и немного пахнет сероводородом.
Искупавшись отправляюсь к впадине Карагие. Как оказалось, дорога Актау-Мунайши проходит прямо через нее — я этого не знал, так как приехал в Актау через северную дорогу от Шетпе.
Какой-то альтиметр, поставленный на телефон на ходу совсем немного расходится в показаниях с придорожной табличкой (43,5694779, 51,7683684)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_45.jpg)
Конечно, чтобы достичь максимальных глубин или наоборот поглядеть на низменность с крутых склонов, необходимо съехать с магистрали.
Это я пока отложил и поехал посмотреть на один из многочисленных каньонов (43,9833470, 52,0439900).
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_46.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_47.jpg)
У меня всего лишь автобус с одной запаской, и сам я без ансамбля, так что экскурсия получилась с элементами преодоления. Но она того стоила
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_48.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_49.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_50.jpg)
А в банке аншлаг, живая очередь и анкета страниц на десять. Но все получилось, теперь ждем, пока будет готов пластик — появляется время покататься еще!
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_51.jpg)
Мангистау
Для начала грустная новость. Я уже настроился на морское приключение с плаванием на пароме. Но посещение консульства Азербайджана не оставило камня на камне: сухопутные и морские границы все еще закрыты на въезд. Нет, можно отправить машину паромом, но сами летите на самолете — погрузят и снимут ее без вас. Все это за 40000 тенге портового сбора и 360$ фрахт. И сколько то еще за перелет.
При таких раскладах вариант не самый выгодный и не самый удобный. Но, в любом случае остаюсь пока в Актау дожидаться готовности банковской карточки.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/hsPCio_UhbzAf5w0lBTCx9PrkD4-1920.jpg)
Осознавать грустную реальность отправился на одну из точек, но и та подвела — ничего особенного и мусора много. Море бушует живописно, но везде пыль, ветер поднял бурю. Вернулся в город пережидать.
Удивляюсь, что для южного города здесь крайне мало велосипедов и мотоциклов. Сначала думал из за этой пыли. Но похоже ведосипеды тут просто не любят
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/cjabx6Bzafav1BjW5dWvWeRURjo-1920.jpg)
Зато машины это культ. Все намытые, многие с коврами на панели. Культ заразный =) тоже начинаешь намывать как не в себе.
Автопоток представлен в основном японским-корейским и китайским автопромом. Среди разного рода джипов обращает на себя внимание большой процент пикапов и микроавтобусов. Из автомобилей РФ особенно популярны Нивы и Ларгусы.
А вот микроавтобусы Ford, VW или подобные буквально в следовых количествах.
Еду дальше по окрестностям. Первая точка называется Голубая бухта (44,1715100, 50,8528000). Симпатично, особенно если не забыть поднятся на соседнюю кручу.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/VlLmWbu0JiEmnwLIsNLiIWgy8Q0-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/Fr2Ak1nZsUx0Mo-Pn94HpLeSEnw-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/xNQsmmoxnnmha8KlkWABeX4XDcY-1920.jpg)
В самой бухте влип в приключение. Но, впервые в жизни использовав сброс давления в колесах до 1.5, выбрался без лопаты.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/TV57_fjO2Jz7jYCLKIj9gZQdXZs-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/IJw6ySNjotDKZea7rvfZSq0NCBs-1920.jpg)
Дорога сюда не самая простая — есть ухабистые спуски и подъемы и скальные выходы с ступенями до 10см. Не знаю проходимо ли оно моноприводом, наверное да. Но я все равно впечатлен как проходимостью буса, так и резиной, которая без проблем перемалывает все эти острые камешки
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/eC03DzXmw4KvQGEWRj-6akowVck-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/fqbQf8wZZoL3jmswJIi6L_sL_wc-1920.jpg)
Недалеко от бухты есть Саура-каньон (44,2318800, 50,8042600). По сравнению с тем, что в прошлой части, он не так впечатляет, но зато в верховьях удалось полазать.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/6lSX0fQSrLwGCn3RTroFAzZEk0U-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/9fYjH0KMiIU2-WpbtQ95wAMTNcM-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/L6rsUR71Kp6fd8rPcMg0Zon-ZMg-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/58wOqOp0UGciQAxqvOxHwZpfdWc-1920.jpg)
И вот промежуточное место стоянки, городок названый по писателю и художнику, однофамильцем которого я являюсь.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/AI17_tI21I2pq-Y-A5DQ9ErRCJg-1920.jpg)
Нет, конечно эти комплексы строятся не там, а в Актау. Форт-Шевченко это маленький одно- двухэтажный городок бедный на зелень.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/XFrdD_M1vx53pcx6gTTyZBOyfkY-1920.jpg)
Зато тут неплохие дороги и есть мемориальный музей в одноименном парке, посещение которого с экскурсией для меня одного обошлось в 140 рублей =)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/eCVB3weoL4V5oo82aoSaa9LD57c-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/IbwSoaf3wWdESXyHg4ZfjMZFqO0-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/wEsa1up89J2vtJp6I4iS15xLfJs-1920.jpg)
Рядом поселок-спутник Баутино с портом, нефтегазовыми терминалами и парой антикварных домиков
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/cxvSb1SGJu5-ci4QON1rZiXvM7g-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/K3gY_a_CBcFP7Ej7wAjBt5ZnKo4-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/FndVoQZbRRkLV1On3cHsLLONm5I-1920.jpg)
Все, достаточно населенных пунктов, снова еду в степь к очередной точке.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/HvZzm-UEr2-khO1RoW00GILF76A-1920.jpg)
Этой точкой являются два скальных выступа, под названием Жыгалган, что в переводе означает «Упавшая земля» (44,6086500, 50,8351200). И, пожалуй, это самое впечатляющее зрелище из тех, что мне пока тут встретились.
Половину фоток я удалил сразу, потому что они не передают зрелище того тектонического хаоса, что виден с двухсотметровых обрывов. Как-то сразу приходит понимание того, насколько мелок человек со своими парниковой и озоновой аферами.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/m9TumDizp6uOVTv3_FJSumUWrZk-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/1XzgU30gPDSd7XpJHEyNJP5XFq4-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/_tkNlz4xP9byTtc2X8OIc2PNqkA-1920.jpg)
Кстати дорога в эти места куда лучше, чем к той же Голубой бухте, так что рекомендую
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2oc9BsmKyZuEYiLRnBUCfvm0K1k-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/XowuMsO3hJCgNoK5w4e-o1UF9tM-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/g6bi9pF-1YpRcjb1Vekuh1Va0Uc-1920.jpg)
Полное удовольствие можно было бы получить поставив столик на краю обрыва, но с ветром не повезло — выбивал кружку из рук. Так что чай пью быстренько и возвращаюсь в Актау
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/-ECkuARMn4hi0savcKYPpqZdlWE-1920.jpg)
Банк адски тупит. Их можно понять — такой перегруз. Но открытие виртуальной карты за неделю (!) и еще неделя, чтобы сделать пластик это перебор. Нервы спасают ежедневные прогулки по красоте
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/fFKirJx3xfg4zW0h3eh9xU0Uh30-1920.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/pgOV9xui84ZnzWmv_CqkTQasupw-1920.jpg)
Жизнь на набережной была бы невозможна без автодома. Так что всем желаю обзавестись таким видом из окна
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/hi9qyGZvIUFt4Eh_rfk5-gBfLyg-1920.jpg)
Актобе и Босжира
Но пришло время распрощаться с теплым, но ветренным Актау и откочевать по делам в Актобе.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_52.jpg)
За несколько тысяч километров по здешним дорогам успело сформироваться мнение о них. В целом дороги лучше, чем в РФ. Их активно строят. Там где построили новые — все отлично. Там где сохранились старые, тоже все неплохо.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_53.jpg)
Но там, где процесс строительства, там совсем беда =) Не ожидайте здесь стробоскопы и красные фонарики на указателях объезда. Лучше внимательно следить за ограничением скорости: если написано «20» то это не разводка — сейчас посреди дороги будет куча гравия с воткнутой стрелкой и трамплин на грейдер. Примерно так выглядело строительство на участке Шубаркудук — Актобе. Участок же от Доссора отличного качества, но настолько новенький, что вокруг ни одной заправки, а яндекс не в курсе некоторых поселковых объездов.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_54.jpg)
Участок Бейнеу — Доссор уже не новый, но и там вполне комфортно ехать допустимые 100-110. Тут то и состоялся мой первый и последний контакт с здешним ДПС. О них рассказывали множество ужасов, мол придираются и мздоимствуют, но тут была ленивая и наивная попытка развести на незнании местных особенностей правил. А один из моих компаньонов, с которыми мы двигались от границы, попал на посту на штраф и чаепитие(!) с вопросами «как там на границе». Так что легенды скорее не подтвердились.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_55.jpg)
Актобе это четвертый по величине город Казахстана, тут пол миллиона человек. Но в вопросе достопримечательностей интернет как то теряется
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_56.jpg)
В старом центре плоховато с пешеходной инфраструктурой но зато много зелени, летом наверное приятно тут. Вроде нечего больше смотреть
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_58.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_59.jpg)
На последнем перегоне к границе заехал в маленький Мартук за продуктами. Тут уже совсем похоже на Волгоградскую область — опять самым заметным элементом пейзажа является элеватор. И хотя детские площадки старенькие и благоустройство чуть наивное, но зато по всему поселку нормальный асфальт. Постоянно приходит сравнение с сверхдержавным Фролово, где с дорогами совсем не задалось.
Дальше граница всего за три часа и Оренбург — Сызрань — Зарайск. Но это уже другая история.
А до Босжиры я доехал, конечно. Но поставил ее в конец поста, чтобы тут были самые выгрышные фоточки =)
Босжира это граница плато Устюрт, которое обрывается в долину каскадом глиняно-известковых ступеней. А из меловых осыпей хищными клыками торчат останцевые горы. В древние времена тут было море и, говорят, можно найти отпечатки ракушек и зубы ископаемых акул.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_61.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_62.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_60.jpg)
Зубов мне не попалось, но острые осколки, которые я дилетантски окрестил кремнием, заставили понервничать и двигаться по гребням самым малым ходом.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_99.jpg)
Вобще это первая дорога тут, про которую я скажу, полный привод желателен. У меня он срабатывал неоднократно и дорога потребовала максимум от геометрии буса. И все таки защите и фаркопу доставалось.
Конечно это случалось только на перевалах и осыпях, на дне долин чаще такая картина
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_64.jpg)
Может дорогу выбрал не ту — за все время на ней не встретилось ни одной машины. Вероятно дело в том, что точку я ставил к горе Бокты, а не к клыкам напрямую.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_65.jpg)
Тут же и заночевал — тьма сгущалась, стремительно сменяясь затем россыпью ярких южных звезд. Но даже в такой глуши на горизонте была видна засветка: не то поселок Сенек, не то Жанаозен
А на рассвете доехал до клыков (43,4491039, 54,0648087) с юга.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_67.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_66.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_68.jpg)
Пока я там крутился, начал прибывать народ.
Джипов изрядно, несмотря на понедельник, тот еще проходной двор эта БосжирА — именно так произносится по местному.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_69.jpg)
В точке #1 дорога идет по гребню и там очень остро 😵💫 В точке #2 спуск с такими перегибами, что подготовленные джипы скребли резиной по аркам, со скрипом артикулируя подвеской. Именно там дорога на верхние обзорные площадки, на обрыв над клыками.
Понятно, что в спуск #2 я не сунулся и поглядел на «юрту» лишь издали.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_70.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_71.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_72.jpg)
А приезжали они все по недетскому каменистому спуску в точке #3. Посмотрел не все, еще больше хочется коптер =)
Но это в полдень, а в остальное время я был единоличным владельцем здешних восходов и закатов
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_73.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_76.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_75.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/kz_74.jpg)