Казахстан
Нет, я конечно думал поехать в путешествие, но не такое и не так.
Че там говорить, конечно я поехал на границу не как какой нибудь корреспондент а, в числе многих, пытаясь избежать этого забривания в солдатчину в XXI веке.
Казахстан у меня был раньше в отдаленной перспективе. Но и там точек понаставлено, так что будем считать, что это такое путешествие в подарок на день рождения.
Начинается маршрут знакомым образом — трасса Москва-Волгоград до Тамбова. Дальше поворот на Саратов. На границе областей миниостановка у симпатичной заброшки. Водонапорная башня похожа на железнодорожную, но пути при этом достаточно далеко.
Саратов с высокого берега неожиданно напоминает Мурманск, где Волга как будто Кольский залив.
Интересно, хоть и обшарпано. Попадаются приятные домики, но я пока спешу =)
Поразило обустройство территории музея покорителей космоса, мимо которого проходит дальнейший маршрут. Многокилометровая велодорожка с освещением, своими мостами (!) и павильонами, которой воспользуется десяток человек за день. Эти бы деньги на обычные дороги — ближе к границе области они кончаются. Но в Волгоградской области проявляются вновь, и можно полюбоваться на наследие немцев поволжья в Верхнем Еруслане
И вот наконец граница. Вернее очередь. Позже я понял, что очередь на переходе Вишневка-Жанибек это замечательный пример самоорганизации людей (спасибо чатам телеграма), но в первый момент создается ощущение полного хаоса. Тем более поджимает паника 28-го числа с угрозой закрытия границы и машин и пешеходов становится все больше.
Максимальный респект пограничникам обеих стран, они работали очень быстро и лояльно. Лучи поноса тем, кто живет по принципу «ты сдохни сегодня, а я завтра», всеми силами пытавшимся вклинится в очередь или торговать местами.
К счастью никто не сдох ) хотя спать ночью урывками, чтобы очередь продвигалась, было не просто. Волонтерам, ходившим по ночному холоду вдоль ряда и ведущим списки машин приходилось тяжелее.
Помимо местных, оперативно устроивших торговлю топливом, едой и водой были и волонтеры ставившие самовары на обочине. Особенно запомнились суровые чернобородые мужики, ежедневно раздававшие с газельки хлеб, овощи, пирожки и воду.
Здешние места никогда ранее не видели такого наплыва в целом хороших, нормальных людей. И конечно эта ситуация до крайности возбудила местную шваль. Так что пересечение могло быть и опасным, что придавало драматизма. Доходила инфа о драках и испорченых машинах. И мы светили фарами в поля, чтобы из темноты не прилетел камень. Этому электорату, достойному президента, желаю поскорее исполнить предназначенную роль
Панические слухи о повестках на границе оказались ложными и, спустя шестьдесят с лишним часов, мы таки перебрались за кордон. Стоит ли говорить, что мой вэн-автодом сделал эти 60 часов комфортными настолько, насколько это было возможно
Жанибек — Атырау
Еще раз напомню, пока актуально, то, что надо сделать в процессе прохождения границы и сразу после.
— Пересечь по заграну если он есть. Облегчит некоторые дальнейшие шаги и избавит от необходимости заполнять иммиграционку. Только с заграном можно будет поехать куда нибудь дальше.
— Купить местную симку. Она нужна не только для интернетов, но и для взаимодействия с местными структурами и банками
— Сделать местную автостраховку. И хотя в РФ диагностическая карта уже не является обязательной, тут она по прежнему нужна
— Уведомление о прибытии / регистрация. Тут кто во что горазд. Если не сделать, то у вас есть 30 дней, если сделать то 90 (а дальше РВП или ВНЖ). Визаран уже не работает, говорят.
— ИИН. Аналог ИНН в РФ. Необходим для открытия счета в банке. Делается в ЦОН (аналог МФЦ). Тут как раз потребуется загран с штампом и местный номер
— Банковская карта. Если KZ конечный пункт, то хватит простой карточки Kaspi. Я нацелился на более универсальный мультивалютный вариант другого банка
Все эти дела я делал в Жанибеке или Атырау. Жанибек это приграничный поселок принципиально не отличающийся от подобных в Волгоградской или Астраханской областях.
Только одно отличие: к нему строят новую дорогу. Пока она достроена не вся, и местами требовалась аккуратность.
Атырау это старинный город, основанный в 1640г в месте впадения реки Урал в Каспий. Основанный купцами, потом он был фортом яицких казаков (Урал до Екатерининских времен звался Яик). Также тут отметились Разин и Емельян Пугачев. К сожалению сколь нибудь исторических зданий я найти не смог.
Уже давно море отступило на 30км от города, но тут есть благоустроенные набережные реки. А еще дорогие особняки на берегу и пыльные окраины без признаков зелени. Очень часто пахнет газом. Нефтяная столица! Смотреть нечего.
А между Жанибеком и Атырау степь.
Итак, за пять дней в Атырау все в группе единомышленников сделали ИИНы. Теперь дело за банковской карточкой. Пользуясь ей повседневно, совсем забываешь, насколько неудобно с наличкой. Так что, как не повернутся события дальше, мультивалютная карта, работающая по всему миру, точно пригодится.
Едем делать карты в Актау 900км на юг по трем причинам:
— оттуда ходит паром в Азербайджан и необходимо узнать что к чему
— там есть отделение Freedom bank
— этот город раньше назывался Шевченко (а севернее и поныне есть Форт-Шевченко) и я просто обязан там побывать =)
Дорога Атырау-Актау вполне пристойная, немного портится между Доссором и Кульсары, зато после поворота у Бейнеу становится отличной. Помимо этого прибавляется дорогих машин, фуры везут какое-то габаритное оборудование — дорога в портовый город нового «Шелкового пути»
Едешь по гладкой степи целый день, глазу не за что зацепиться. Запах полыни пробивается сквозь салонный фильтр. И тут, у Сай-Отес, неожиданно предупреждающие знаки и дорога круто уходит вниз. Такой резкий переход рельефа после «гладкого» дня прямо встряхивает. Дальше, при езде в темноте вокруг угадываются холмы с меловыми слоями. Это Мангистау.
Верблюды и лошади тут на свободном выпасе, за день езды можно множество увидеть. Поэтому ехать ночью страшновато, и те и другие ошиваются возле дороги и вполне могут оказаться на капоте.
Торможу на ночлег в Шетпе. Очень кстати тут под боком одиночная гора Шеркала, к которой можно сгонять на рассвете.
Так как гора одиночная и выделяется в рельефе, она считается волшебной. Если обойти ее загадав желание, то оно разумеется сбудется. Название переводится как «Крепость льва» — в профиль кому-то видится лежащий хищник. А в пещерах, по слухам, можно отыскать следы древних цивилизаций
Вокруг горы множество шарообразных конкреций и живописных в своей бесформенности скал
Актау
Когда то в этих местах отбывал ссылку Тарас Шевченко, но сам город совсем молодой. Основан в 1961 году как центр добычи урановой руды и отстроен с нуля по генплану Ленинградского проектного института.
Интересно, что вблизи города нет питьевых источников и весь город обеспечивается водой благодаря исполинским опреснительным установкам — в советское время атомными!
Сам город произвел впечатление более лучшее =), чем Атырау — да простят меня жители последнего.
Объяснимо — все таки единственный портовый и морской город на целую страну.
Тут имеется простенький, но протяженный променад с искуственными пальмами.
А еще есть вполне живописная «скальная тропа». Помимо прибоя, скал, закатов и интересной растительности, тут можно увидеть копии наскальных изображений и других исторических штук со всего полуострова.
Всем хороша, только застелена плиткой и пластиком скользскими как лед. Путешествуйте аккуратно.
Берег с крупными камнями, но ближе к порту, на оборудовынных душевыми и раздевалками пляжах их нет. Вода прозрачная, в ней снуют рыбки. Правда если хочется нормального песка, лучше выбраться на юг от города — на городском пляже на берегу смесь из водорослей и грязи.
Зато отличные закаты ежедневно!
Тут есть новостройки, пытающиеся соперничать с Дубайскими и торговые центры и моллы. А есть панельки с невиданными в средней полосе открытыми подъездами
И ни одного сервиса такси! Люди голосуют у дороги, как в каменном веке =)
Еще в Казахстане все плохо с прачечными. И если в Атырау мне все таки удалось найти одну (личное белье не берут, ожидание два дня), то в Актау и того нет.
Не найдя прачечных, отправился на юг по интересным точкам. Первая из них радоновый горячий источник (43,3515426, 51,3378527)
Вот такой бассейн остался посреди развалин старой водолечебницы. Вода около 40 градусов, минерализована и немного пахнет сероводородом.
Искупавшись отправляюсь к впадине Карагие. Как оказалось, дорога Актау-Мунайши проходит прямо через нее — я этого не знал, так как приехал в Актау через северную дорогу от Шетпе.
Какой-то альтиметр, поставленный на телефон на ходу совсем немного расходится в показаниях с придорожной табличкой (43,5694779, 51,7683684)
Конечно, чтобы достичь максимальных глубин или наоборот поглядеть на низменность с крутых склонов, необходимо съехать с магистрали.
Это я пока отложил и поехал посмотреть на один из многочисленных каньонов (43,9833470, 52,0439900).
У меня всего лишь автобус с одной запаской, и сам я без ансамбля, так что экскурсия получилась с элементами преодоления. Но она того стоила
А в банке аншлаг, живая очередь и анкета страниц на десять. Но все получилось, теперь ждем, пока будет готов пластик — появляется время покататься еще!
Мангистау
Для начала грустная новость. Я уже настроился на морское приключение с плаванием на пароме. Но посещение консульства Азербайджана не оставило камня на камне: сухопутные и морские границы все еще закрыты на въезд. Нет, можно отправить машину паромом, но сами летите на самолете — погрузят и снимут ее без вас. Все это за 40000 тенге портового сбора и 360$ фрахт. И сколько то еще за перелет.
При таких раскладах вариант не самый выгодный и не самый удобный. Но, в любом случае остаюсь пока в Актау дожидаться готовности банковской карточки.
Осознавать грустную реальность отправился на одну из точек, но и та подвела — ничего особенного и мусора много. Море бушует живописно, но везде пыль, ветер поднял бурю. Вернулся в город пережидать.
Удивляюсь, что для южного города здесь крайне мало велосипедов и мотоциклов. Сначала думал из за этой пыли. Но похоже ведосипеды тут просто не любят
Зато машины это культ. Все намытые, многие с коврами на панели. Культ заразный =) тоже начинаешь намывать как не в себе.
Автопоток представлен в основном японским-корейским и китайским автопромом. Среди разного рода джипов обращает на себя внимание большой процент пикапов и микроавтобусов. Из автомобилей РФ особенно популярны Нивы и Ларгусы.
А вот микроавтобусы Ford, VW или подобные буквально в следовых количествах.
Еду дальше по окрестностям. Первая точка называется Голубая бухта (44,1715100, 50,8528000). Симпатично, особенно если не забыть поднятся на соседнюю кручу.
В самой бухте влип в приключение. Но, впервые в жизни использовав сброс давления в колесах до 1.5, выбрался без лопаты.
Дорога сюда не самая простая — есть ухабистые спуски и подъемы и скальные выходы с ступенями до 10см. Не знаю проходимо ли оно моноприводом, наверное да. Но я все равно впечатлен как проходимостью буса, так и резиной, которая без проблем перемалывает все эти острые камешки
Недалеко от бухты есть Саура-каньон (44,2318800, 50,8042600). По сравнению с тем, что в прошлой части, он не так впечатляет, но зато в верховьях удалось полазать.
И вот промежуточное место стоянки, городок названый по писателю и художнику, однофамильцем которого я являюсь.
Нет, конечно эти комплексы строятся не там, а в Актау. Форт-Шевченко это маленький одно- двухэтажный городок бедный на зелень.
Зато тут неплохие дороги и есть мемориальный музей в одноименном парке, посещение которого с экскурсией для меня одного обошлось в 140 рублей =)
Рядом поселок-спутник Баутино с портом, нефтегазовыми терминалами и парой антикварных домиков
Все, достаточно населенных пунктов, снова еду в степь к очередной точке.
Этой точкой являются два скальных выступа, под названием Жыгалган, что в переводе означает «Упавшая земля» (44,6086500, 50,8351200). И, пожалуй, это самое впечатляющее зрелище из тех, что мне пока тут встретились.
Половину фоток я удалил сразу, потому что они не передают зрелище того тектонического хаоса, что виден с двухсотметровых обрывов. Как-то сразу приходит понимание того, насколько мелок человек со своими парниковой и озоновой аферами.
Кстати дорога в эти места куда лучше, чем к той же Голубой бухте, так что рекомендую
Полное удовольствие можно было бы получить поставив столик на краю обрыва, но с ветром не повезло — выбивал кружку из рук. Так что чай пью быстренько и возвращаюсь в Актау
Банк адски тупит. Их можно понять — такой перегруз. Но открытие виртуальной карты за неделю (!) и еще неделя, чтобы сделать пластик это перебор. Нервы спасают ежедневные прогулки по красоте
Жизнь на набережной была бы невозможна без автодома. Так что всем желаю обзавестись таким видом из окна
Актобе и Босжира
Но пришло время распрощаться с теплым, но ветренным Актау и откочевать по делам в Актобе.
За несколько тысяч километров по здешним дорогам успело сформироваться мнение о них. В целом дороги лучше, чем в РФ. Их активно строят. Там где построили новые — все отлично. Там где сохранились старые, тоже все неплохо.
Но там, где процесс строительства, там совсем беда =) Не ожидайте здесь стробоскопы и красные фонарики на указателях объезда. Лучше внимательно следить за ограничением скорости: если написано «20» то это не разводка — сейчас посреди дороги будет куча гравия с воткнутой стрелкой и трамплин на грейдер. Примерно так выглядело строительство на участке Шубаркудук — Актобе. Участок же от Доссора отличного качества, но настолько новенький, что вокруг ни одной заправки, а яндекс не в курсе некоторых поселковых объездов.
Участок Бейнеу — Доссор уже не новый, но и там вполне комфортно ехать допустимые 100-110. Тут то и состоялся мой первый и последний контакт с здешним ДПС. О них рассказывали множество ужасов, мол придираются и мздоимствуют, но тут была ленивая и наивная попытка развести на незнании местных особенностей правил. А один из моих компаньонов, с которыми мы двигались от границы, попал на посту на штраф и чаепитие(!) с вопросами «как там на границе». Так что легенды скорее не подтвердились.
Актобе это четвертый по величине город Казахстана, тут пол миллиона человек. Но в вопросе достопримечательностей интернет как то теряется
В старом центре плоховато с пешеходной инфраструктурой но зато много зелени, летом наверное приятно тут. Вроде нечего больше смотреть
На последнем перегоне к границе заехал в маленький Мартук за продуктами. Тут уже совсем похоже на Волгоградскую область — опять самым заметным элементом пейзажа является элеватор. И хотя детские площадки старенькие и благоустройство чуть наивное, но зато по всему поселку нормальный асфальт. Постоянно приходит сравнение с сверхдержавным Фролово, где с дорогами совсем не задалось.
Дальше граница всего за три часа и Оренбург — Сызрань — Зарайск. Но это уже другая история.
А до Босжиры я доехал, конечно. Но поставил ее в конец поста, чтобы тут были самые выгрышные фоточки =)
Босжира это граница плато Устюрт, которое обрывается в долину каскадом глиняно-известковых ступеней. А из меловых осыпей хищными клыками торчат останцевые горы. В древние времена тут было море и, говорят, можно найти отпечатки ракушек и зубы ископаемых акул.
Зубов мне не попалось, но острые осколки, которые я дилетантски окрестил кремнием, заставили понервничать и двигаться по гребням самым малым ходом.
Вобще это первая дорога тут, про которую я скажу, полный привод желателен. У меня он срабатывал неоднократно и дорога потребовала максимум от геометрии буса. И все таки защите и фаркопу доставалось.
Конечно это случалось только на перевалах и осыпях, на дне долин чаще такая картина
Может дорогу выбрал не ту — за все время на ней не встретилось ни одной машины. Вероятно дело в том, что точку я ставил к горе Бокты, а не к клыкам напрямую.
Тут же и заночевал — тьма сгущалась, стремительно сменяясь затем россыпью ярких южных звезд. Но даже в такой глуши на горизонте была видна засветка: не то поселок Сенек, не то Жанаозен
А на рассвете доехал до клыков (43,4491039, 54,0648087) с юга.
Пока я там крутился, начал прибывать народ.
Джипов изрядно, несмотря на понедельник, тот еще проходной двор эта БосжирА — именно так произносится по местному.
В точке #1 дорога идет по гребню и там очень остро ?? В точке #2 спуск с такими перегибами, что подготовленные джипы скребли резиной по аркам, со скрипом артикулируя подвеской. Именно там дорога на верхние обзорные площадки, на обрыв над клыками.
Понятно, что в спуск #2 я не сунулся и поглядел на «юрту» лишь издали.
А приезжали они все по недетскому каменистому спуску в точке #3. Посмотрел не все, еще больше хочется коптер =)
Но это в полдень, а в остальное время я был единоличным владельцем здешних восходов и закатов