Мск — Гудермес — Мск

Недавно вышла новая экранизация Дюны Фрэнка Герберта. Хороший фильм. Книгу я читал, старую экранизацию смотрел, так что весьма рекомендую. И лучше на большом экране.

К чему это о дюне? Уже пару лет во мне вызревало желание посетить пустыни. При том, что раньше они меня ни капли не интересовали — дорос наверное =) Так что первым пунктом на пути к Гудермесу, где пройдет Кубок России по парашютному спорту, стали Арчедино-Донские пески.
Но сначала до них надо доехать…

5 октября

Дорога в сторону Волгограда ничем особо не примечательна, кроме красок осени. Куда-то исчезли лукойлы — от Московской до Волгоградской области их по моей стороне меньше, чем в одной Волгоградской. Унылая (на этой трассе) Рязанская область. В пригородах Тамбова испортился асфальт. В Воронежской все никак не дочинят аварийный мост. В Волгоградской недавний ремонт пока ОК. И вот, наконец, нужный поворот.

Арчедино-Донские пески это одна из самых северных пустынь страны. Забавно, что также тут самые южные «настоящие» болота — с торфообразованием. Но не болота меня интересуют.

Через точку, обозначающую пески на гуглокарте удачно идет дорога, образующая маршрут от Клетско-Почтовского, до Выездинского.
По дороге к старту бахчи с арбузами и яркими тыквами. Никогда не видел их в диких условиях. Так что прихватил с собой маленького арбузика исключительно с научными- познавательными целями

Яндекс-навигатор с предварительно загруженными картами отрабатывает очень точно, не к чему придраться.
Дорога из полевой превращается в степную, на которой с каждым километром все больше песка.

Поначалу никаких барханов не видно, потом они появляются в стороне от дороги. С поворотом же на восток, в сторону трассы, дорога становится трудней, а песчаные холмы начинают окружать.

Приехав к Клетско-Почтовскому в 16.00 я не имел особых планов по преодолению ) Но когда отступать стало поздно, уже начало темнеть. Снижать давление в шинах не пришлось, все вязкие места я брал ходом, благо камней здесь нет совсем. Но недопривод на шоссейке наверное засядет. На чем ездят местные, я не знаю, так как за весь трип не встретил ни одной машины! Пустыня…

Зато такие ребята встречаются на каждом шагу.

Зайцы прыгают с обочин в кусты и лосиха удивила своим присутствием — не ожидал тут лосей.

Если хочется сразу по хардкору, то заезжать надо в обратном порядке — удасться добраться до песков гораздо быстрее. Надо повторить — интересно поглядеть на заросли можжевельника при свете дня.

Такое внезапное сафари придало бодрости, мимо населенного пункта с названием «Третий решающий» еду в сторону Астрахани. Немного поспав в Ахтубинске, проснулся совершенно замерзнув. Вот она степь — температура -1!

Любопытные ощущения от езды ночью. Планета тут ровная как стол и фары встречных машин видно от горизонта. Народ непуганный — через сплошную при обгоне? Запросто! Дорога средней паршивости, а в очень черном небе очень яркие звезды

6 октября

А это продолжение пустынной темы. Сарай-Бату — декорации для фильма.

Довольно мило, можно сделать красивых фото для инстаграма =) Прямо телепорт в другое место и время.

А еще есть хороший вид на реку.

Полюбовавшись, направляюсь в Астрахань.

Все таки надо и поспать иногда. За этим делом и хозяйственными заботами уходит пол дня. Зато потом, уже в сумерках, отправляюсь гулять.

Погода не благоприятствует — сильнейший ветер принес пыль, все небо заволокло желтым. Не смотря на ветер в воздухе висит вонючий смог. Пахнет гарью и холодно к тому же.

Но тем ни менее, при первом знакомстве Астрахань производит приятное впечатление. Разумеется это поверхностный взгляд туриста — пыльные окраины и трубы промзон я тоже видел. Но в центре есть зелень, симпатичные кофейни и фонтаны. Наверное тут хорошо летом.

У меня город будет ассоциироваться с прекрасными коваными балконами усадеб — их тут множество. Отторжения не вызвал, можно будет продолжить знакомство как нибудь. Ночую и еду дальше, тут неподалеку еще есть, что посмотреть.

7 октября

Еще пустыня. На этот раз еду к бархану Большой Брат, в степи недалеко от Астрахани

Специально подгадывал, чтобы встретить тут рассвет и выезжал за полтора часа — столько показывал навигатор. По факту потребовалось минут на 15 больше, так что без фото красного солнца на горизонте =)

Дорога не особенно сложная. Где песчаные наносы даже мягко и можно разгоняться до 40. Но, тем ни менее, есть места где потребуется какая никакая геометрическая проходимость, а на песчаных склонах и полный привод.

На подходах к бархану лучше быть осторожным забираясь на песчаные холмы — подветренная сторона крута и может осыпаться. Точно такую форму, благодаря розе ветров, имеет главный бархан. Наверняка уже посчитано на сколько метров он сдвигается за год.

Участки, что находятся ниже главного бархана, мне показались даже интересней. Разный вид и плотность песка, выветривания, колючая растительность. Всюду, где песок мягкий, видны разнообразные следы мелкого зверья. Если бы не усиливающийся после рассвета ветер и околонулевая температура, я бы назавал картину умиротворяющей.

Где же еще проводить тест батареи, как не в песках =) То, что за бортом 2-3 градуса тепла, это уже детали.
Подключил и расположил примерно перпендикулярно солнечным лучам.

Очень здорово было бы иметь под боком такой собственный бархан. Как устал от людей и шума, сразу сюда. Летом вроде сюда экскурсии ездят, и, разумеется, самостоятельные путешественники. Но сейчас я один. Только ветер шумит, да еще автономка тикает в машине…

Все таки надо доехать туда, куда я еду, так что завтрак и отчаливаю.

Дорога от Астрахани на юг, в сторону Дагестана хорошая, а в Калмыкии становится отличной. Но прежде, в Астраханской области, посетил еще одну достопримечательность — заброшенный маяк в поселке Вышка.

Ох уж эти инстаграм-путешественники. Понапишут всякого. Да, маяк это интересно. И наверху захватывает дух от ураганного ветра. Но туда 25км грейдера! Не стоит он того, на мой вкус.

Граница с Дагестаном основательная, как госграница. От обилия вооруженных людей рябит в глазах. Зато дальше опять хорошая дорога. И продолжает быть такой даже после поворота с трассы.

Тут рябит в глазах от обилия заправок, как оригинальных местных, так и краденных марок. Зато очень четко обозначены ремонты дороги. В общем в ночи добрался до аэродрома. Завтра буду осматриваться и копить впечатления.

Погода подходящая для прыжков установилась не сразу. А так как набрав скорость в дороге, остановиться удается не сразу, то взяв несколько компаньонов отправляюсь посмотреть на озеро Казенойам. Оно расположено с горах на высоте 1800м, является самым крупным на Большом Кавказе и ведет к нему серпантин — устоять невозможно =)

Дорога от Гудермеса занимает два часа, всюду хороший асфальт. Но сложной ее делает погода. За поселком Харачой начинается подъем на серпантин и сразу мы входим в облако, не видя никаких красот или страшных обрывов. Видимость при свете дня не превышает метров 50, т. е. видим стенку с одной стороны, отбойник с другой и молоко дальше. Появляется опасение, что и озера мы не увидим. Но поднявшись на перевал, получаем чудо погоды в горах — мы «пробили» облака и теперь они под нами!

Удивительно, но и сильного ветра как в предгорьях тут нет. Очень удачно попали к озеру как раз в предзакатные часы — что может быть лучше для красивых фотографий!

Такая лазурная вода бывает только в горных озерах. А то, что на фото кажется снегом на склонах, на самом деле очень светлая горная порода.

Если проехать за турбазу, можно посетить мертвый город Хой. До 1944 года и депортации чеченцев это был живой аул. Сейчас его восстановили, правда местами перестарались — заметен новодел.

Получился музей под открытым небом, с боевыми башнями, видами и кодексом къйонаха. Вход стоит 100р. Тут же расположено старое чеченское кладбище.

На обратном пути попробовали спуститься к озеру, проехав по каменистому серпантинчику к эдакой зоне отдыха с беседками. Тут обнаружилось даже несколько катамаранов.

Вода оказалась не такой холодной как я ожидал. Мы купаться не собирались, но одного экскурсанта все таки намочили, так что пришлось включить автономку для сушки обуви. Тем временем опустилась темнота, а облака вползли на перевал. Начали спуск и, я скажу, в более сложные условия я еще не попадал. Видимость стала менее 50м, на стекле постоянно оседает водяная пыль. А в одном месте пришлось экстренно объезжать свежеупавшие камни. Так что обратный путь занял побольше двух часов и закончился, наконец, в кафе Бухара (43.3297770, 46.1243109) с люля,
лагманами и прочими разносолами. Оттуда на аэродром и спать.

И погода пришла и начались сначала тренировочные, а затем и соревновательные прыжки.

В парашютном спорте несколько десятков дисциплин, тут уместна аналогия с легкой атлетикой. Эти дисциплины условно можно разделить на несколько категорий:

«Падательные» — где спортсмены маневрируют в свободном падении еще ДО открытия парашюта. У них на эти маневры примерно минута от покидания самолета (4км) до раскрытия парашюта (1км).

Аэротрубные. Спортсмены летают в специальном комплексе, где вентилятором создается мощный поток, имитирующий свободное падение.

Купольные — здесь основной упор на управление парашютом типа крыло. Одна из разновидностей так и зовется: Купольное пилотирование. Ради него я и приехал на территорию Российского университета спецназа, что находится рядом с Гудермесом.

Купольное пилотирование или свуп (swoop) является одной из самых зрелищных дисциплин парашютного спорта. Действие разворачивается непосредственно перед зрителем, спортсмены соревнуются в точности, дальности и скорости пролета над землей. Напоминает эдакую Формулу-1 — самые прогрессивные и скоростные парашюты, скорости около 100км/ч, размеченная площадка. Соревнования проводятся над специальным водоемом — по воде надо чертить ногой ну и хоть как то безопасности добавить таким скоростным прыжкам.

Спортсмен специальным методом разгоняет парашют и получает те самые 100км/ч у поверхности воды. На воде стоят два надувных маркера высотой 1,5 метра. Расстояние между ними 10м — это «ворота» куда необходимо попасть.
А дальше в зависимости от задания: либо полет на максимальную дистанцию, либо изогнутый коридор замера скорости, либо сложная разметка точности.

Соревнования состоялись — это первые соревнования такого типа на Кавказе. Я получил даже серебро в командном зачете. Но еще получил травму, так что случился шанс познакомится с Гудермесской ЦРБ. Все таки кривой этот сезон =)

Соревнования закончились и пришел срок держать путь домой. Но прежде еще немного о Чечне.

Выпало мне полежать в Гудермесской ЦРБ почти 5 дней. За это время я сменил два отделения и жил с тремя соседями по палате. Во всех случаях сами пациенты или их родственники и друзья (тут принято, что с больным всегда помошник) всячески меня угощали или просто кормили =) и предлагали помощь. В магазин сбегать, например.

Русского не ожидают встретить на столь бытовом уровне. Нормой для сестер было обратиться ко мне для начала на чеченском. Молодежь осторожно спрашивала «ты какой нации?» — кумыка, например, им проще идентифицировать =) Ну и чем моложе, тем хуже говорят по русски.

Сама больница хорошая — сравниваю с Московской 67, где лежал летом с короной. Ну разве что кровати не электрические. Зато вылечили в лучшем виде и выпустили. И поехал я домой.

Нельзя просто так побывать на Кавказе и не забраться в горы =) Удлинняю маршрут.

Ингушетия

Пока ехал с севера на юг, к горам, показалось, что в селах (Алхаст, Галашки, Мужичи) есть что-то грузинское. Сами села уютней чем в Чечне — нет цыганской помпезности и дома видны из за заборов. Есть тротуары и даже декоративное освещение! У дороги несметное количество ульев. А в селах попадаются симпатичные домики.

В каком то селе на самомойке намыл машину: на 150 рублей не знал уже, где еще полить водичкой-мылом-воском. Про кавказские автомойки я уже писал )

За Алкуном, дорога вдоль реки Асса очень красива. Все таки покрытые лесом скалы нравятся мне больше голых альпийских лугов.

Покрытие отличного качества приведет к природному заповеднику Эрзи. Только обязательно надо иметь при себе паспорт — приграничный контроль.

Вот они боевые башни на фоне суровых видов — Эгикал, Таргим…

На храм Тхаба-Ерды поглазел из за забора — закрыт из за опасности обрушения. Не понял, почему настолько известны Вовнушки — другие башенные группы не менее живописны. А сюда еще и скучная дорога: слева травянистый склон, справа речка за деревьями.

Мне больше понравился маршрут на Пялинг (42.8250095, 44.9870516). Тем более башни есть башни, не сильно отличаются. Важнее окружение, куда они вписаны.

Яндекс с заранее загруженными картами исправно навигирует. Пригодились и полный привод и резина АТ. Сейчас, в конце октября, на некоторых склонах чуствовалось, что машину тащит.

Еду дальше, теперь уже на запад. В очень красивый переход удалось попасть: от ярких красок осени, к пушистой зиме. Я подозревал, что осенью в горах красиво )

За перевалом безлесые горы напоминают Гум-Баши. На самом перевале удалось заснять группу горных котов.

После селения Ляжги, лучше выбрать левую дорогу мимо курорта Армхи, там виды живописней.

Северная Осетия

Перебравшись через трассу А301 поехал по грейдерному серпантину к деревне Горная Саниба. К сожалению выглянувшее было солнце спряталось в облаках, которые окутали все.

Так что дальше был доездинг до Кармадонского (Геналдонского) ущелья.

Зато там сумерки и сумрачная погода нагнетали в полную силу. Все наверное знают, что здесь в 2002 году случилась катастрофа, когда сошел ледник Колка.

Скалы сглажены потоком, а старые тоннели пришли а негодность, будучи на пару метров заполнены камнем и осадочными породами.

Но если выбраться из ущелья на север, виды становятся более мирными, хоть и не менее красивыми. В следующий раз надо с севера и заехать, а дальше к Даргавсу и Куртатинскому ущелью. Сумерки сгущаются, мчу на северо-запад…

Город сюрприз

Армавир удивил. Я приехал сюда в ночи, и утром отправился погулять по центру. Во первых зелень! Каждая улица аллея, а где не аллея, там бульвар.

Аккуратные тротуары, с которых, к счастью, никому не приходит в голову убирать золотые сугробы листвы. Скамейки и парки с фонтанами. Множество симпатичных зданий от конца 19в, до Сталинского ампира.

Цветов и южной растительности, будто это город-курорт. Это все в окрестностях улиц Ленина и Комсомольской — центр компактный, конечно.

В ночи было видно, что город хорошо освещен. Есть всяческие кафе и ресторанчики (Сицилия — хорошо).

Единственный промах Армавирцев — не устроили себе набережную на Кубани =)
Но все впереди, город молодой — получил статус в первые годы 20в. Интересно, что поселение было основано армянскими переселенцами, отсюда и название — так называлась древняя столица Армении. Их и сейчас тут 10%.

Смотрите, складные ставенки! =)

Словом, если устали на дороге от Минвод до Батайска с полями и пробко-ремонтами, заезжайте смело на денек. Для меня флаг «Город сюрприз» переходит от Рыбинска к Армавиру.

Город без сюрприза

А вот Елец ничем особо не впечатлил. Нет, тут тоже есть хорошие домики. И даже есть где покушать, в отличии от Юрьев-Польского.

Но городу сильно не повезло в 1760 году — выгорел дотла. Так что, не смотря на год основания (1146), это обычный провинциальный городок, без видимых доказательств древности. За быструю пробежку нашел два памятника Бунину, который поучился тут в гимназии. Есть пешеходные зона и музей местных ремесел.

Серединка на половинку: вздувшиеся тротуары, через которые пробивается трава, обилие рекламного визуального мусора. И мусора человеческого — в любое время и любом месте могут оказаться распивающие ханыги. Зато есть симпатичная каланча и собственные куранты. Храмы, как без них. И природа в окрестностях.

Тут городу повезло: под боком заповедник Галичья гора с уникальными (для наших широт) Воргольскими скалами. Симпатичные виды и не так засижино, как Кондуки.

Правда непонятно про заповедник. С одной стороны проход запрещен (кого это останавливает?), зато в Звонарях все открыто. А ведь можно было бы проложить деревянные дорожки, поставить качели или беседку на обрыве. Посадить мужика собирать по 150р (столько берут с человека в ингушском заповеднике). Сбитень и блины по выходным, удобный подъезд для отдыхающих и сбор мусора. И столица переезжает в Васюки! =)

Ну может когда-нибудь. Пока же я посмотрел на скалы и поставил еще одну отметку «побывал» на своей карте. Пора домой.

Итоги

Закрыл множество «белых пятен» на своей карте, получил серебрянную медальку на соревнованиях и небольшую (на месяц примерно) травму =)
Вот такие 4,5 тысяч километров по пескам, горам и городам

Отправить
Поделиться
Запинить