Мск — Гудермес — Мск
Недавно вышла новая экранизация Дюны Фрэнка Герберта. Хороший фильм. Книгу я читал, старую экранизацию смотрел, так что весьма рекомендую. И лучше на большом экране.
К чему это о дюне? Уже пару лет во мне вызревало желание посетить пустыни. При том, что раньше они меня ни капли не интересовали — дорос наверное =) Так что первым пунктом на пути к Гудермесу, где пройдет Кубок России по парашютному спорту, стали Арчедино-Донские пески.
Но сначала до них надо доехать…
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_1.jpg)
5 октября
Дорога в сторону Волгограда ничем особо не примечательна, кроме красок осени. Куда-то исчезли лукойлы — от Московской до Волгоградской области их по моей стороне меньше, чем в одной Волгоградской. Унылая (на этой трассе) Рязанская область. В пригородах Тамбова испортился асфальт. В Воронежской все никак не дочинят аварийный мост. В Волгоградской недавний ремонт пока ОК. И вот, наконец, нужный поворот.
Арчедино-Донские пески это одна из самых северных пустынь страны. Забавно, что также тут самые южные «настоящие» болота — с торфообразованием. Но не болота меня интересуют.
Через точку, обозначающую пески на гуглокарте удачно идет дорога, образующая маршрут от Клетско-Почтовского, до Выездинского.
По дороге к старту бахчи с арбузами и яркими тыквами. Никогда не видел их в диких условиях. Так что прихватил с собой маленького арбузика исключительно с научными- познавательными целями
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_2.jpg)
Яндекс-навигатор с предварительно загруженными картами отрабатывает очень точно, не к чему придраться.
Дорога из полевой превращается в степную, на которой с каждым километром все больше песка.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_3.jpg)
Поначалу никаких барханов не видно, потом они появляются в стороне от дороги. С поворотом же на восток, в сторону трассы, дорога становится трудней, а песчаные холмы начинают окружать.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_4.jpg)
Приехав к Клетско-Почтовскому в 16.00 я не имел особых планов по преодолению ) Но когда отступать стало поздно, уже начало темнеть. Снижать давление в шинах не пришлось, все вязкие места я брал ходом, благо камней здесь нет совсем. Но недопривод на шоссейке наверное засядет. На чем ездят местные, я не знаю, так как за весь трип не встретил ни одной машины! Пустыня…
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_5.jpg)
Зато такие ребята встречаются на каждом шагу.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_6.jpg)
Зайцы прыгают с обочин в кусты и лосиха удивила своим присутствием — не ожидал тут лосей.
Если хочется сразу по хардкору, то заезжать надо в обратном порядке — удасться добраться до песков гораздо быстрее. Надо повторить — интересно поглядеть на заросли можжевельника при свете дня.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_7.jpg)
Такое внезапное сафари придало бодрости, мимо населенного пункта с названием «Третий решающий» еду в сторону Астрахани. Немного поспав в Ахтубинске, проснулся совершенно замерзнув. Вот она степь — температура -1!
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_8.jpg)
Любопытные ощущения от езды ночью. Планета тут ровная как стол и фары встречных машин видно от горизонта. Народ непуганный — через сплошную при обгоне? Запросто! Дорога средней паршивости, а в очень черном небе очень яркие звезды
6 октября
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_9.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_10.jpg)
А это продолжение пустынной темы. Сарай-Бату — декорации для фильма.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_11.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_12.jpg)
Довольно мило, можно сделать красивых фото для инстаграма =) Прямо телепорт в другое место и время.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_13.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_14.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_15.jpg)
А еще есть хороший вид на реку.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_16.jpg)
Полюбовавшись, направляюсь в Астрахань.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_17.jpg)
Все таки надо и поспать иногда. За этим делом и хозяйственными заботами уходит пол дня. Зато потом, уже в сумерках, отправляюсь гулять.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_18.jpg)
Погода не благоприятствует — сильнейший ветер принес пыль, все небо заволокло желтым. Не смотря на ветер в воздухе висит вонючий смог. Пахнет гарью и холодно к тому же.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_19.jpg)
Но тем ни менее, при первом знакомстве Астрахань производит приятное впечатление. Разумеется это поверхностный взгляд туриста — пыльные окраины и трубы промзон я тоже видел. Но в центре есть зелень, симпатичные кофейни и фонтаны. Наверное тут хорошо летом.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_20.jpg)
У меня город будет ассоциироваться с прекрасными коваными балконами усадеб — их тут множество. Отторжения не вызвал, можно будет продолжить знакомство как нибудь. Ночую и еду дальше, тут неподалеку еще есть, что посмотреть.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_21.jpg)
7 октября
Еще пустыня. На этот раз еду к бархану Большой Брат, в степи недалеко от Астрахани
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_22.jpg)
Специально подгадывал, чтобы встретить тут рассвет и выезжал за полтора часа — столько показывал навигатор. По факту потребовалось минут на 15 больше, так что без фото красного солнца на горизонте =)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_23.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_24.jpg)
Дорога не особенно сложная. Где песчаные наносы даже мягко и можно разгоняться до 40. Но, тем ни менее, есть места где потребуется какая никакая геометрическая проходимость, а на песчаных склонах и полный привод.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_26.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_25.jpg)
На подходах к бархану лучше быть осторожным забираясь на песчаные холмы — подветренная сторона крута и может осыпаться. Точно такую форму, благодаря розе ветров, имеет главный бархан. Наверняка уже посчитано на сколько метров он сдвигается за год.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_28.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_27.jpg)
Участки, что находятся ниже главного бархана, мне показались даже интересней. Разный вид и плотность песка, выветривания, колючая растительность. Всюду, где песок мягкий, видны разнообразные следы мелкого зверья. Если бы не усиливающийся после рассвета ветер и околонулевая температура, я бы назавал картину умиротворяющей.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_29.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_30.jpg)
Где же еще проводить тест батареи, как не в песках =) То, что за бортом 2-3 градуса тепла, это уже детали.
Подключил и расположил примерно перпендикулярно солнечным лучам.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_31.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_32.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_33.jpg)
Очень здорово было бы иметь под боком такой собственный бархан. Как устал от людей и шума, сразу сюда. Летом вроде сюда экскурсии ездят, и, разумеется, самостоятельные путешественники. Но сейчас я один. Только ветер шумит, да еще автономка тикает в машине…
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_34.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_35.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_36.jpg)
Все таки надо доехать туда, куда я еду, так что завтрак и отчаливаю.
Дорога от Астрахани на юг, в сторону Дагестана хорошая, а в Калмыкии становится отличной. Но прежде, в Астраханской области, посетил еще одну достопримечательность — заброшенный маяк в поселке Вышка.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_37.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_38.jpg)
Ох уж эти инстаграм-путешественники. Понапишут всякого. Да, маяк это интересно. И наверху захватывает дух от ураганного ветра. Но туда 25км грейдера! Не стоит он того, на мой вкус.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_39.jpg)
Граница с Дагестаном основательная, как госграница. От обилия вооруженных людей рябит в глазах. Зато дальше опять хорошая дорога. И продолжает быть такой даже после поворота с трассы.
Тут рябит в глазах от обилия заправок, как оригинальных местных, так и краденных марок. Зато очень четко обозначены ремонты дороги. В общем в ночи добрался до аэродрома. Завтра буду осматриваться и копить впечатления.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_40.jpg)
Погода подходящая для прыжков установилась не сразу. А так как набрав скорость в дороге, остановиться удается не сразу, то взяв несколько компаньонов отправляюсь посмотреть на озеро Казенойам. Оно расположено с горах на высоте 1800м, является самым крупным на Большом Кавказе и ведет к нему серпантин — устоять невозможно =)
Дорога от Гудермеса занимает два часа, всюду хороший асфальт. Но сложной ее делает погода. За поселком Харачой начинается подъем на серпантин и сразу мы входим в облако, не видя никаких красот или страшных обрывов. Видимость при свете дня не превышает метров 50, т. е. видим стенку с одной стороны, отбойник с другой и молоко дальше. Появляется опасение, что и озера мы не увидим. Но поднявшись на перевал, получаем чудо погоды в горах — мы «пробили» облака и теперь они под нами!
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_41.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_42.jpg)
Удивительно, но и сильного ветра как в предгорьях тут нет. Очень удачно попали к озеру как раз в предзакатные часы — что может быть лучше для красивых фотографий!
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_43.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_44.jpg)
Такая лазурная вода бывает только в горных озерах. А то, что на фото кажется снегом на склонах, на самом деле очень светлая горная порода.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_45.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_46.jpg)
Если проехать за турбазу, можно посетить мертвый город Хой. До 1944 года и депортации чеченцев это был живой аул. Сейчас его восстановили, правда местами перестарались — заметен новодел.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_48.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_47.jpg)
Получился музей под открытым небом, с боевыми башнями, видами и кодексом къйонаха. Вход стоит 100р. Тут же расположено старое чеченское кладбище.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_49.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_50.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_51.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_52.jpg)
На обратном пути попробовали спуститься к озеру, проехав по каменистому серпантинчику к эдакой зоне отдыха с беседками. Тут обнаружилось даже несколько катамаранов.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_53.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_54.jpg)
Вода оказалась не такой холодной как я ожидал. Мы купаться не собирались, но одного экскурсанта все таки намочили, так что пришлось включить автономку для сушки обуви. Тем временем опустилась темнота, а облака вползли на перевал. Начали спуск и, я скажу, в более сложные условия я еще не попадал. Видимость стала менее 50м, на стекле постоянно оседает водяная пыль. А в одном месте пришлось экстренно объезжать свежеупавшие камни. Так что обратный путь занял побольше двух часов и закончился, наконец, в кафе Бухара (43.3297770, 46.1243109) с люля,
лагманами и прочими разносолами. Оттуда на аэродром и спать.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_55.jpg)
И погода пришла и начались сначала тренировочные, а затем и соревновательные прыжки.
В парашютном спорте несколько десятков дисциплин, тут уместна аналогия с легкой атлетикой. Эти дисциплины условно можно разделить на несколько категорий:
«Падательные» — где спортсмены маневрируют в свободном падении еще ДО открытия парашюта. У них на эти маневры примерно минута от покидания самолета (4км) до раскрытия парашюта (1км).
Аэротрубные. Спортсмены летают в специальном комплексе, где вентилятором создается мощный поток, имитирующий свободное падение.
Купольные — здесь основной упор на управление парашютом типа крыло. Одна из разновидностей так и зовется: Купольное пилотирование. Ради него я и приехал на территорию Российского университета спецназа, что находится рядом с Гудермесом.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_57.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_56.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_58.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_60.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_61.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_62.jpg)
Купольное пилотирование или свуп (swoop) является одной из самых зрелищных дисциплин парашютного спорта. Действие разворачивается непосредственно перед зрителем, спортсмены соревнуются в точности, дальности и скорости пролета над землей. Напоминает эдакую Формулу-1 — самые прогрессивные и скоростные парашюты, скорости около 100км/ч, размеченная площадка. Соревнования проводятся над специальным водоемом — по воде надо чертить ногой ну и хоть как то безопасности добавить таким скоростным прыжкам.
Спортсмен специальным методом разгоняет парашют и получает те самые 100км/ч у поверхности воды. На воде стоят два надувных маркера высотой 1,5 метра. Расстояние между ними 10м — это «ворота» куда необходимо попасть.
А дальше в зависимости от задания: либо полет на максимальную дистанцию, либо изогнутый коридор замера скорости, либо сложная разметка точности.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_59.jpg)
Соревнования состоялись — это первые соревнования такого типа на Кавказе. Я получил даже серебро в командном зачете. Но еще получил травму, так что случился шанс познакомится с Гудермесской ЦРБ. Все таки кривой этот сезон =)
Соревнования закончились и пришел срок держать путь домой. Но прежде еще немного о Чечне.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_63.jpg)
Выпало мне полежать в Гудермесской ЦРБ почти 5 дней. За это время я сменил два отделения и жил с тремя соседями по палате. Во всех случаях сами пациенты или их родственники и друзья (тут принято, что с больным всегда помошник) всячески меня угощали или просто кормили =) и предлагали помощь. В магазин сбегать, например.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_64.jpg)
Русского не ожидают встретить на столь бытовом уровне. Нормой для сестер было обратиться ко мне для начала на чеченском. Молодежь осторожно спрашивала «ты какой нации?» — кумыка, например, им проще идентифицировать =) Ну и чем моложе, тем хуже говорят по русски.
Сама больница хорошая — сравниваю с Московской 67, где лежал летом с короной. Ну разве что кровати не электрические. Зато вылечили в лучшем виде и выпустили. И поехал я домой.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_65.jpg)
Нельзя просто так побывать на Кавказе и не забраться в горы =) Удлинняю маршрут.
Ингушетия
Пока ехал с севера на юг, к горам, показалось, что в селах (Алхаст, Галашки, Мужичи) есть что-то грузинское. Сами села уютней чем в Чечне — нет цыганской помпезности и дома видны из за заборов. Есть тротуары и даже декоративное освещение! У дороги несметное количество ульев. А в селах попадаются симпатичные домики.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_66.jpg)
В каком то селе на самомойке намыл машину: на 150 рублей не знал уже, где еще полить водичкой-мылом-воском. Про кавказские автомойки я уже писал )
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_67.jpg)
За Алкуном, дорога вдоль реки Асса очень красива. Все таки покрытые лесом скалы нравятся мне больше голых альпийских лугов.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_68.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_69.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_70.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_71.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_72.jpg)
Покрытие отличного качества приведет к природному заповеднику Эрзи. Только обязательно надо иметь при себе паспорт — приграничный контроль.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_73.jpg)
Вот они боевые башни на фоне суровых видов — Эгикал, Таргим…
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_74.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_75.jpg)
На храм Тхаба-Ерды поглазел из за забора — закрыт из за опасности обрушения. Не понял, почему настолько известны Вовнушки — другие башенные группы не менее живописны. А сюда еще и скучная дорога: слева травянистый склон, справа речка за деревьями.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_76.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_77.jpg)
Мне больше понравился маршрут на Пялинг (42.8250095, 44.9870516). Тем более башни есть башни, не сильно отличаются. Важнее окружение, куда они вписаны.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_78.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_79.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_80.jpg)
Яндекс с заранее загруженными картами исправно навигирует. Пригодились и полный привод и резина АТ. Сейчас, в конце октября, на некоторых склонах чуствовалось, что машину тащит.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_81.jpg)
Еду дальше, теперь уже на запад. В очень красивый переход удалось попасть: от ярких красок осени, к пушистой зиме. Я подозревал, что осенью в горах красиво )
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_82.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_83.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_84.jpg)
За перевалом безлесые горы напоминают Гум-Баши. На самом перевале удалось заснять группу горных котов.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_85.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_86.jpg)
После селения Ляжги, лучше выбрать левую дорогу мимо курорта Армхи, там виды живописней.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_87.jpg)
Северная Осетия
Перебравшись через трассу А301 поехал по грейдерному серпантину к деревне Горная Саниба. К сожалению выглянувшее было солнце спряталось в облаках, которые окутали все.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_88.jpg)
Так что дальше был доездинг до Кармадонского (Геналдонского) ущелья.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_89.jpg)
Зато там сумерки и сумрачная погода нагнетали в полную силу. Все наверное знают, что здесь в 2002 году случилась катастрофа, когда сошел ледник Колка.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_90.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_91.jpg)
Скалы сглажены потоком, а старые тоннели пришли а негодность, будучи на пару метров заполнены камнем и осадочными породами.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_92.jpg)
Но если выбраться из ущелья на север, виды становятся более мирными, хоть и не менее красивыми. В следующий раз надо с севера и заехать, а дальше к Даргавсу и Куртатинскому ущелью. Сумерки сгущаются, мчу на северо-запад…
Город сюрприз
Армавир удивил. Я приехал сюда в ночи, и утром отправился погулять по центру. Во первых зелень! Каждая улица аллея, а где не аллея, там бульвар.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_93.jpg)
Аккуратные тротуары, с которых, к счастью, никому не приходит в голову убирать золотые сугробы листвы. Скамейки и парки с фонтанами. Множество симпатичных зданий от конца 19в, до Сталинского ампира.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_94.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_95.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_96.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_97.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_98.jpg)
Цветов и южной растительности, будто это город-курорт. Это все в окрестностях улиц Ленина и Комсомольской — центр компактный, конечно.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_99.jpg)
В ночи было видно, что город хорошо освещен. Есть всяческие кафе и ресторанчики (Сицилия — хорошо).
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_100.jpg)
Единственный промах Армавирцев — не устроили себе набережную на Кубани =)
Но все впереди, город молодой — получил статус в первые годы 20в. Интересно, что поселение было основано армянскими переселенцами, отсюда и название — так называлась древняя столица Армении. Их и сейчас тут 10%.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_101.jpg)
Словом, если устали на дороге от Минвод до Батайска с полями и пробко-ремонтами, заезжайте смело на денек. Для меня флаг «Город сюрприз» переходит от Рыбинска к Армавиру.
Город без сюрприза
А вот Елец ничем особо не впечатлил. Нет, тут тоже есть хорошие домики. И даже есть где покушать, в отличии от Юрьев-Польского.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_102.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_103.jpg)
Но городу сильно не повезло в 1760 году — выгорел дотла. Так что, не смотря на год основания (1146), это обычный провинциальный городок, без видимых доказательств древности. За быструю пробежку нашел два памятника Бунину, который поучился тут в гимназии. Есть пешеходные зона и музей местных ремесел.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_104.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_105.jpg)
Серединка на половинку: вздувшиеся тротуары, через которые пробивается трава, обилие рекламного визуального мусора. И мусора человеческого — в любое время и любом месте могут оказаться распивающие ханыги. Зато есть симпатичная каланча и собственные куранты. Храмы, как без них. И природа в окрестностях.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_106.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_107.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_108.jpg)
Тут городу повезло: под боком заповедник Галичья гора с уникальными (для наших широт) Воргольскими скалами. Симпатичные виды и не так засижино, как Кондуки.
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_109.jpg)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_110.jpg)
Правда непонятно про заповедник. С одной стороны проход запрещен (кого это останавливает?), зато в Звонарях все открыто. А ведь можно было бы проложить деревянные дорожки, поставить качели или беседку на обрыве. Посадить мужика собирать по 150р (столько берут с человека в ингушском заповеднике). Сбитень и блины по выходным, удобный подъезд для отдыхающих и сбор мусора. И столица переезжает в Васюки! =)
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_111.jpg)
Ну может когда-нибудь. Пока же я посмотрел на скалы и поставил еще одну отметку «побывал» на своей карте. Пора домой.
Итоги
Закрыл множество «белых пятен» на своей карте, получил серебрянную медальку на соревнованиях и небольшую (на месяц примерно) травму =)
Вот такие 4,5 тысяч километров по пескам, горам и городам
![](http://dshevchenko.ru/blog/pictures/2021_10_112.jpg)